Пролеткульт


Пролеткульт

Пролеткульт (Пролетарская культура) — объединение культурно-просветительских организаций пролетариата, сформировавшееся после Февральской революции 1917 года.

Создание и цели

Первая конференция по вопросам пролетарской культуры прошла 10–19 октября 1917 года по инициативе А. В. Луначарского. На ней были выбраны рабочие органы Центрального комитета (ЦК) и определены основные направления деятельности. В структуру Пролеткульта вошли специализированные отделы:
  • изобразительных искусств,
  • литературный,
  • театральный,
  • музыкальный,
  • клубный,
  • лекторский,
  • школьного и внешкольного образования.
Объединение ставило перед собой задачу создания самостоятельной пролетарской культуры, направленной на воспитание коллективного мировоззрения и сознания рабочих. К 1919 году Пролеткульт насчитывал около 100 отделений по всей России, а к октябрю 1920 года в его кружках, секциях и студиях занималось около 400 000 рабочих.

Издательская и выставочная деятельность

Организация выпускала более 20 журналов, среди которых:
  • «Грядущее»,
  • «Горн»,
  • «Пролетарская культура»,
  • «Гудки»,
  • «Зарево заводов».
Публиковались художественные декларации, манифесты, а также сборники пролетарской поэзии и прозы. Первая выставка пролетарского искусства открылась 25 августа 1918 года во Дворце Пролетарской культуры в Петрограде, где было представлено более 400 работ. О выставке 1921 года критик Э. Ф. Голлербах писал:
«Перед нами — силуэты фабрик, стук машин, труд землепашца, напряженные лица рабочих, грозные революционные знамена. В этом мире рождается пролетарское искусство. Еще неясны его художественные формы, но очевиден протест против рутины и застоя…» (Старые годы, 1921, № 6–7).

Преподавание и художественные студии

Пролеткульт организовал художественные студии в Петрограде, Москве, Самаре, Саратове, Тамбове, Рыбинске, Смоленске. Среди преподавателей были Л. Ф. Жегин, С. Т. Конёнков, П. В. Кузнецов, М. К. Соколов, В. Д. Фалилеев, Н. В. Синезубов. Кроме обучения живописи, графике и скульптуре, студии работали над новыми массовыми формами искусства:
  • оформлением городских праздников,
  • созданием агитационных поездов и клубов,
  • оформлением спектаклей самодеятельных театров,
  • работой плакатной мастерской в Петрограде.

Закат движения

В октябре 1920 года прошел Первый всероссийский съезд Пролеткульта, где А. В. Луначарский поддержал автономию объединения и его миссию по развитию пролетарского искусства. Однако единый революционный художественный фронт создать не удалось. В 1922 году Пролеткульт подвергся резкой критике со стороны В. И. Ленина. После этого его влияние начало угасать, а активность в сфере искусства перешла к отдельным профессиональным объединениям художников, писателей, музыкантов и театральных деятелей. В 1920-х годах под влиянием Инхука и ЛЕФа в художественных студиях начали делать акцент на производственное искусство, что привело к закрытию мастерских станковой живописи. В 1932 году Пролеткульт был окончательно расформирован.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!