Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
Пролеткульт
Ваши лоты и ставки в мобильном!
Пролеткульт
Пролеткульт
Пролеткульт (Пролетарская культура) — объединение культурно-просветительских организаций пролетариата, сформировавшееся после Февральской революции 1917 года.Создание и цели
Первая конференция по вопросам пролетарской культуры прошла 10–19 октября 1917 года по инициативе А. В. Луначарского. На ней были выбраны рабочие органы Центрального комитета (ЦК) и определены основные направления деятельности. В структуру Пролеткульта вошли специализированные отделы:- изобразительных искусств,
- литературный,
- театральный,
- музыкальный,
- клубный,
- лекторский,
- школьного и внешкольного образования.
Издательская и выставочная деятельность
Организация выпускала более 20 журналов, среди которых:- «Грядущее»,
- «Горн»,
- «Пролетарская культура»,
- «Гудки»,
- «Зарево заводов».
«Перед нами — силуэты фабрик, стук машин, труд землепашца, напряженные лица рабочих, грозные революционные знамена. В этом мире рождается пролетарское искусство. Еще неясны его художественные формы, но очевиден протест против рутины и застоя…» (Старые годы, 1921, № 6–7).
Преподавание и художественные студии
Пролеткульт организовал художественные студии в Петрограде, Москве, Самаре, Саратове, Тамбове, Рыбинске, Смоленске. Среди преподавателей были Л. Ф. Жегин, С. Т. Конёнков, П. В. Кузнецов, М. К. Соколов, В. Д. Фалилеев, Н. В. Синезубов. Кроме обучения живописи, графике и скульптуре, студии работали над новыми массовыми формами искусства:- оформлением городских праздников,
- созданием агитационных поездов и клубов,
- оформлением спектаклей самодеятельных театров,
- работой плакатной мастерской в Петрограде.
Закат движения
В октябре 1920 года прошел Первый всероссийский съезд Пролеткульта, где А. В. Луначарский поддержал автономию объединения и его миссию по развитию пролетарского искусства. Однако единый революционный художественный фронт создать не удалось. В 1922 году Пролеткульт подвергся резкой критике со стороны В. И. Ленина. После этого его влияние начало угасать, а активность в сфере искусства перешла к отдельным профессиональным объединениям художников, писателей, музыкантов и театральных деятелей. В 1920-х годах под влиянием Инхука и ЛЕФа в художественных студиях начали делать акцент на производственное искусство, что привело к закрытию мастерских станковой живописи. В 1932 году Пролеткульт был окончательно расформирован.
Лотов нет
Лотов нет