Октябрь


Октябрь: Объединение пролетарского искусства

Создание и цели

Объединение «Октябрь» было основано представителями разных художественных направлений с целью развития классово-пролетарских течений в пространственных искусствах. В состав общества вошли архитекторы, живописцы, графики, мастера прикладного искусства, фотографы, кинематографисты, искусствоведы и художественные критики. В журнале «Современная архитектура» (№ 3–4, с. 73–74) в 1928 году была опубликована первая декларация объединения, разработанная при участии Диего Риверы (Мексика) и Белы Уитца (Венгрия). В документе подчеркивалось, что искусство должно выполнять две ключевые задачи:
  1. Идеологическая пропаганда через живопись, скульптуру, графику, фото, кино и т. д.
  2. Организация коллективного быта с помощью архитектуры, промышленного дизайна, оформления массовых мероприятий и общественных пространств.
В декларации было провозглашено:
  • Художник – не просто созерцатель, а активный борец на идеологическом фронте революции.
  • Искусство должно избавиться от буржуазного индивидуализма и подчиниться общественному заказу.
  • Главный акцент в развитии искусства следует делать на архитектуре, промышленном дизайне, оформлении рабочих клубов, массовых праздников и агитационных плакатов.
  • Отвергался мещанский реализм, пассивно копирующий действительность.
  • Ставка на соревнование направлений: мастерство и качество важнее конкуренции за заказы и влияние.
В 1929 году был утвержден устав общества.

Связь с ЛЕФ и архитектурная направленность

Идеи «Октября» во многом совпадали с установками ЛЕФ. В деятельности объединения принимали участие такие мастера конструктивизма и авангарда, как А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, Г. Г. Клуцис, С. Я. Сенькин, Э. М. Шуб, С. М. Эйзенштейн. Главной фигурой искусства объявлялся архитектор как организатор быта и пространства. По инициативе комсомольцев внутри общества был создан сектор «Молодой Октябрь», ориентированный на молодежь.

Выставки и участие в культурных проектах

Общество провело ряд выставок:
  • 1928 – две небольшие выставки в Ленинграде.
  • Сентябрь 1930 – московская выставка, посвященная оформлению городского пространства.
  • Июнь – июль 1930крупная выставка в Москве, вызвавшая широкий отклик в прессе (статьи А. Осиповой, Ф. Коннова, Я. Цирельсона).
  • Октябрь 1930 – выставка «На фронте пятилетки» в Берлине и Рейнской области (экспонировались живопись, графика, архитектура, производственные проекты).
  • 1929 – участие отдельной группы в выставке «Жизнь и быт детей Советского Союза».
  • 1930 – участие во 2-й передвижной выставке (Нижний Новгород, Казань, Свердловск, Пермь, Уфа, Самара, Саратов, Пенза).

Конфликт с АХРР и попытки диалога

Объединение находилось в жестком конфликте с АХРР, а позже – с РАПХ. В 1931 году общество выпустило брошюру «Борьба за пролетарские классовые позиции на фронте пространственных искусств», которая критиковала позиции АХР – ОМАХР – ОХС. Был также подготовлен сборник «Изофронт. Классовая борьба на фоне пространственных искусств» (М., 1931). Однако к концу 1931 года руководители «Октября» признали ряд ошибок, отказавшись от крайностей и пересмотрев отношение к станковому искусству, конструктивизму, архитектуре и самодеятельному творчеству. После этого большинство членов вступило в РАПХ.

Закрытие объединения

23 апреля 1932 года деятельность «Октября» была прекращена согласно постановлению ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!