Община художников
Община художников – художественное объединение, основанное выпускниками Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ. Инициатором создания общества выступил
И. Е. Репин, который с
1915 года стал его почётным председателем.
Изначально объединение планировалось назвать
«Народное искусство», и в феврале 1906 был подан соответствующий устав. Однако он не был утверждён по формальным причинам. Новый проект, принятый
29 декабря 1909 года, определил главной целью содружества
«содействие развитию и распространению искусства в провинциальных городах России».
Организационная структура
17 августа 1910 года было принято окончательное название —
«Община художников». Первым председателем стал
Д. Г. Окроянц, в 1916 его сменил
М. А. Керзин, а в начале 1920-х –
Т. П. Чернышёв. Среди товарищей председателя были
В. А. Плотников (1910) и
В. В. Степанов (с 1917). Обязанности секретаря исполняли
С. А. Власов (до 1917) и
Т. И. Катуркин, а казначеем назначили
Н. В. Харитонова.
Выставочная деятельность
Первым значимым событием Общины стала
выставка в Лондоне (октябрь – декабрь 1910), организованная по инициативе
Н. И. Верхотурова. Затем последовали
экспозиции в Амстердаме и Гааге (1912), а также
в Тифлисе (1913).
С
1917 года члены Общины активно участвовали в
Весенних выставках в залах ИАХ. В этом же году представители общества добились участия в оргкомитете и жюри, а заведующим выставкой стал
Т. И. Катуркин.
Крупные мероприятия
- 7 декабря 1917 года во Дворце искусств (флигель Л. Н. Бенуа Русского музея) состоялась первая масштабная выставка Общины, приуроченная к 45-летию творческой деятельности И. Е. Репина.
- В 1921–1928 годах организация провела семь выставок, где экспонировались живопись, графика, театрально-декорационное искусство и фарфор.
- Выставки проходили в собственном помещении Общины на Большой Пушкарской улице, 48, в залах Общества поощрения художеств (ул. Герцена, 38), а также в Академии художеств.
- Помимо периодических выставок, были организованы персональные экспозиции членов Общины: А. П. Эйснера (1926), В. А. Тамби (1926), Н. Н. Чернова (1927), Р. Р. Френца (1928) и других.
Выставки не имели строгой нумерации, что привело к путанице: например,
две 1-е выставки (1917, 1921) и две
5-е выставки (1922, 1923).
Влияние и художественная критика
Критики отмечали
широкий диапазон направлений в рамках Общины, от
натурализма и
импрессионизма до
кубизма и
экспрессионизма.
В. В. Воинов писал о
5-й выставке Общины художников (1922):
«Деятельность Общины художников заслуживает самого сочувственного отзыва… Выставка демонстрирует терпимость к разнообразным стилям, что редко встречается среди художников, склонных к страстным теоретическим спорам».
Особенно выделялись
Р. Р. Френц и П. Н. Филонов, представители разных художественных направлений, но обладавшие яркой индивидуальностью.
Община как художественный центр
Помимо выставочной деятельности,
особняк на Пушкарской улице стал
культурным центром Петербурга. Здесь работали:
- Студия для художников с сеансами натурного рисования.
- Библиотека и музей.
- Концертный зал и гостиные для проведения докладов, музыкально-художественных вечеров и лекций по искусству.
Община проводила
чествования своих членов, в том числе
юбилейные мероприятия в честь И. Е. Репина (1923) и
ветеранов Академии художеств (1924).
Критика и закрытие
Несмотря на активную деятельность, с
1925 года Община подвергалась
нападкам за «буржуазность» и «мещанство». В 1930 журнал
«Искусство в массы» опубликовал резкую статью, обвиняющую Общество в
замкнутости и отсутствии революционного духа.
«Они пьют чай, рисуют голых натурщиц у натопленной печки и пишут „революционных моряков“ для выставок… Вся их работа ограничивается выставками. Они обречены на вымирание».
Летом
1930 года Община художников была
ликвидирована. Вместе с
Обществом художников им. А. И. Куинджи,
Обществом живописцев и
Обществом художников-индивидуалистов она вошла в состав нового объединения
«Цех художников».