Общество станковистов


Общество станковистов (ОСТ): история, идеология и деятельность

Общество станковистов (ОСТ) — одно из крупнейших художественных объединений второй половины 1920-х — начала 1930-х годов, наряду с АХРР. Основано в 1925 году выпускниками Вхутемаса, а также членами групп «Метод» (Проекционисты) и «Конкретивисты». ОСТ выступал против натурализма АХРР, беспредметного искусства и конструктивизма, отстаивая новую реалистическую форму и возрождение станковой картины. На формирование группы оказали влияние:
  • 1-я Дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства (1924)
  • 1-я Всеобщая германская художественная выставка (1924), где были широко представлены работы немецких экспрессионистов

Идейная платформа ОСТ

В сентябре 1929 года был зарегистрирован устав, в котором формулировались принципы общества:
  • Искусство должно участвовать в строительстве социализма и быть фактором культурной революции
  • Отказ от передвижнических сюжетов и дилетантства
  • Противостояние псевдосезаннизму, который разрушает дисциплину рисунка и цвета
  • Ясность в выборе тем и стремление к высокому мастерству
  • Ориентация на молодое поколение художников

Организация и руководство

В первый состав правления вошли:
  • Л. Я. Вайнер
  • П. В. Вильямс
  • Н. Ф. Денисовский
  • Ю. И. Пименов
Позже председателем стал Д. П. Штеренберг.

Основные выставки ОСТ

1-я выставка (1925, Музей живописной культуры, Москва)

Открылась 26 апреля 1925 года в правом крыле Вхутемаса. Экспонировалось 200 работ 19 художников, среди которых:
  • «Бокс» (1924) — Ю. И. Пименов
  • «Перед спуском в шахту»А. А. Дейнека
  • «Портрет В. Э. Мейерхольда»П. В. Вильямс
  • «Мотоциклетный пробег»К. А. Вялов
  • «Трубы»С. А. Лучишкин
  • «Шарманщик»А. Д. Гончаров
Выставка получила положительные отклики. Я. А. Тугендхольд отмечал, что ОСТ стремится к созданию современной картины, интересной как по содержанию, так и по форме.

2-я выставка (1926, Государственный Исторический музей, Москва)

Прошла в мае 1926 года, участвовали 26 художников, представив 280 работ. Особенность экспозиции — расширение жанров и тем:
  • Театральные и киноработы
  • Производственная графика
  • Книжная иллюстрация
Выставка включала такие работы, как:
  • «На стройке новых цехов» (1926) — А. А. Дейнека
  • «Инвалиды войны» (1926) — Ю. И. Пименов
  • «Аниська» (1926) — Д. П. Штеренберг
  • «Я очень люблю жизнь» (1926) — С. А. Лучишкин
  • «Директор погоды» (1926) — А. Г. Тышлер
По мнению А. М. Эфроса, ОСТ оставался творческой лабораторией, единственной группой, сумевшей впитать и переосмыслить достижения кубизма, супрематизма и конструктивизма.

3-я выставка (1927, Музей живописной культуры, Москва)

Выставлено более 250 произведений 29 художников. Среди ключевых работ:
  • «Футбол» (1926) — Ю. И. Пименов
  • «Женщина и аэроплан» (1926) — А. Г. Тышлер
  • «Восстание» (1927) — А. Н. Козлов
  • «Городская площадь» (1926) — А. А. Лабас
Выставка проходила на фоне подготовки к юбилейным государственным выставкам в честь 10-летия Красной Армии и Октябрьской революции.

4-я выставка (1928, Музей живописной культуры, Москва)

Выставлено около 250 работ 28 художников. Среди значимых работ:
  • «Бег» (1928) — Ю. И. Пименов
  • «Смерть Марата» (1927) — А. Д. Гончаров
  • «Кино (Эйзенштейн и Тисе на съемке)» (1927–1928) — К. А. Вялов
  • «Лирический цикл» (1928) — А. Г. Тышлер
Выставка подчеркнула раскол внутри ОСТ:
  • Первая группа (Ю. И. Пименов, П. В. Вильямс, К. А. Вялов) тяготела к современным индустриальным и спортивным темам.
  • Вторая группа (Д. П. Штеренберг, А. Г. Тышлер, А. А. Лабас) ориентировалась на живописность и романтизм.

Кризис и раскол (1928–1931)

В 1928 году А. А. Дейнека покинул ОСТ, обвинив его в недооценке плаката и журнального рисунка. В 1931 году разногласия внутри общества достигли предела. На экстренном собрании 31 января 1931 года произошел раскол ОСТ:
  • Группа П. В. Вильямса, Ю. И. Пименова, С. А. Лучишкина покинула Общество, создав «Изобригаду».
  • Название ОСТ осталось за группой Д. П. Штеренберга, но численность сократилась до 27 членов.

Ликвидация ОСТ

23 апреля 1932 года по постановлению ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» ОСТ был официально расформирован.

Заключение

Общество станковистов сыграло ключевую роль в развитии советского искусства 1920-х годов. Оно стало площадкой для художественных экспериментов, сочетая реализм с авангардными тенденциями. Однако идеологические разногласия и давление власти привели к его расколу и окончательной ликвидации. Творчество ОСТ оставило значительный след в истории советского искусства, а его ведущие участники стали важными фигурами в развитии социалистического реализма.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!