Общество русских акварелистов


Общество русских акварелистов: история и деятельность

Общество русских акварелистов возникло по инициативе Э. С. Вилье де Лиль-Адана, преподавателя Рисовальной школы Общества поощрения художников. Изначально оно существовало как кружок, организованный для проведения акварельных выставок, но в 1887 году получило официальный статус. Основной целью объединения было развитие и популяризация акварельной живописи в России. 11 июля 1887 года был утверждён устав, который закрепил правовой статус Общества.

Членство и структура управления

Действительными членами ОРА могли стать российские художники, которые уже зарекомендовали себя на художественной сцене, преимущественно через участие в выставках Общества. В разное время в объединении состояло около 20 действительных членов, многие из которых одновременно входили в другие художественные организации. Руководство осуществлялось избираемым комитетом из трёх человек (секретаря, казначея и заведующего хозяйственной частью), а также выставочным жюри и ревизионной комиссией. Первоначально фактическим лидером общества был Альберт Н. Бенуа, однако в 1897 году он покинул правление из-за эстетических разногласий с другими участниками, получив статус почётного члена. Позднее председателями организации становились А. С. Егорнов (1897–1902), С. Ф. Александровский (1902–1904) и Р. А. Берггольц (1904–1918).

Выставочная деятельность

Общество ежегодно организовывало акварельные выставки. Первоначально они проходили в Обществе поощрения художников, а с 1896 года — в Императорской Академии художеств и Пассаже. Помимо Санкт-Петербурга, выставки проводились в Москве (12 раз), Риге (1888), Гельсингфорсе (1893) и Мюнхене (1908). По инициативе Альберта Н. Бенуа были организованы графические выставки «Blanc et Noir» (1890, 1892, 1895). Кроме того, Общество устраивало посмертные выставки, посвящённые известным акварелистам:
  • С. И. Ендогурову (1895),
  • К. О. Хису (1901),
  • А. А. Писемскому (1914).

Развитие художественного стиля и популярность общества

В 1880–1890-х годах на выставках доминировали академические работы, выполненные в традиционной альбомной манере. Однако в начале 1900-х годов экспозиции стали более разнообразными: стали появляться произведения в стиле модерн и неорусском стиле. Периодически в выставках участвовали зарубежные художники, а также демонстрировались классические акварели из частных коллекций. Выставки сопровождались изданием каталогов, которые помогали зрителям лучше ориентироваться в экспозиции. Общество пользовалось широкой популярностью. 10-ю выставку (1890 года) посетил император Александр III, а позже члены императорской семьи регулярно присутствовали на вернисажах. Выставки ОРА привлекали тысячи зрителей. Так, в сезоне 1899/1900 19-я выставка собрала более 30 000 посетителей, что стало рекордом среди художественных объединений того времени.

«Акварельные пятницы» и императорский статус

С января 1892 года Общество начало проводить в Императорской Академии художеств еженедельные «акварельные пятницы» — художественно-литературные и музыкальные вечера. Эти мероприятия посещали не только художники, но и представители культурной элиты. Среди гостей регулярно был великий князь Владимир Александрович и другие члены императорской семьи. В 1905 году, в честь 25-летнего юбилея, Обществу было присвоено звание «Императорское», а официальное подтверждение этого статуса последовало в 1907 году.

Закат деятельности и роспуск общества

С начала 1900-х годов влияние ОРА постепенно ослабевало. В 1905 году прекратились «акварельные пятницы», а после 1918 года выставки больше не проводились. Вскоре организация была окончательно распущена. После распада ОРА основное ядро его членов вошло в Общество художников имени А. И. Куинджи, продолжив традиции русской акварели в новом художественном объединении.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!