Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
Общество независимых художников
Ваши лоты и ставки в мобильном!
Общество независимых художников
Общество независимых художников
Общество независимых художников возникло в 1909 году по инициативе М. К. Гершенфельда как «кружок независимых», объединяя молодых художников, стремящихся к новым формам искусства. Это было первое объединение прогрессивных творческих сил, ставившее перед собой задачу противостоять академическим традициям Одесского художественного училища и консерватизму Товарищества южнорусских художников.Становление и идеология
Основу общества составили А. М. Нюренберг, Т. Б. Фраерман, С. С. Олесевич, С. Фазини — выпускники Одесского художественного училища, продолжившие обучение в Европе, главным образом в Париже. За ними закрепилось название «одесские парижане». Общество не следовало единой художественной концепции, объединяя художников разных направлений, но отвергало жюри и ограничения, провозглашая абсолютную творческую независимость. Их произведения несли в себе влияние кубизма, фовизма, футуризма, немецкого экспрессионизма.Первая выставка и признание
В марте 1909 года в частном доме на Дерибасовской улице состоялась первая неофициальная выставка. Важной вехой для группы стали:- 1-й и 2-й Салоны В. А. Издебского (1909, 1911, Одесса), где демонстрировались работы Ж. Брака, А. Матисса, А. Марке, К. ван Донгена, А. Дерена, А. Глеза, А. Руссо, а также русских авангардистов Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова.
- Весенние выставки 1913 («объединенных») и 1914 («весенников»), где рядом с одесскими живописцами экспонировались произведения В. В. Кандинского, Ф. Марка, Г. Мюнтер, А. Блоха.
- Январские выступления русских футуристов в Одессе (1914).
Формирование общества и манифест
Осенью 1916 года в Городском музее была организована выставка молодых одесских художников, которую критики назвали «выставкой независимых». Каталог сопровождался манифестом М. К. Гершенфельда «Об искусстве и радости», в котором провозглашалась новая концепция искусства:«Мы идем в театр, чтобы увидеть воплощение наших затаенных желаний... Мы идем на выставку, чтобы ощутить преображение духа в атмосфере живописных ритмов. Если восприятие остается на уровне повседневности, если оно не возвышает нас, искусства здесь нет… Нам нужно искусство легкое, радостное, мудрое и сильное, которое зажигает восторгом».
Официальное оформление и выставки
В 1917 году Общество независимых художников было юридически оформлено, председателем избран М. К. Гершенфельд, секретарем и казначеем стал В. Г. Крихацкий. За короткое время организация провела четыре крупные выставки:- Осень 1917 — на открытии художники лично комментировали свои работы.
- Июнь 1918 — совместная выставка с Товариществом южнорусских художников под эгидой Одесского общества изящных искусств.
- Ноябрь – декабрь 1918 — впервые был издан каталог выставки.
- Декабрь 1919 — экспонировалось частное собрание произведений «Мира искусства» (А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, З. Е. Серебрякова, К. С. Петров-Водкин, А. Е. Яковлев).
- «1-й Народной выставке картин, плакатов, вывесок и детского творчества» (июнь 1919),
- «Народной выставке картин в память Т. Г. Шевченко» (март — апрель 1920).
Распад и эмиграция
С конца 1919 года многие художники начали покидать Одессу.- В Париж эмигрировали Ф. Г. Гозиасон, С. С. Олесевич,
- В Эрец-Исраэль и затем в Париж отправились И. С. Константиновский и И. И. Френкель,
- В Москву переехали А. М. Нюренберг, И. И. Мексин,
- В Загорск — Г. Э. Бострем,
- В Петроград — М. С. Бродский.
Наследие и признание
В 2002 году в Художественном музее Тель-Авива прошла ретроспективная выставка, посвященная «независимым». Экспозиция была основана на коллекции Я. Перемена, мецената, который систематически приобретал работы молодых художников и в 1919 году вывез 220 произведений в Эрец-Исраэль. Среди них были и работы членов Общества независимых художников.
Лотов нет
Лотов нет