Общество московских художников


Общество московских художников (ОМХ)

Создание и цели

Общество московских художников (ОМХ) сформировалось при Государственной академии художественных наук (ГАХН) в результате объединения бывших членов художественных обществ «Московские живописцы», «Маковец» и «Бытие». Основной задачей объединения было создание синтетического искусства, основанного на единых идейно-художественных принципах. 23 июня 1928 года был принят устав, согласно которому общество ставило перед собой цели:
  • Развитие художественной культуры РСФСР и ее приближение к массам.
  • Отображение жизни и идей советской современности в формах нового реализма, отвергающего как графические, так и стилистические крайности, а также формальные эксперименты предыдущих десятилетий.
В декларации ОМХ подчеркивалось:
«Мы, художники ОМХа, решительно отбрасываем прежнее понимание живописи и скульптуры как “камерного” искусства, предназначенного для узкого круга ценителей. Мы считаем ошибочными рассуждения о “смерти живописи” и ее ненужности для нашей эпохи… Живопись — не пассивное отображение быта, а мощное оружие творческого воздействия на мир. Мы стремимся работать так же активно, как строители заводов, работники колхозов и фабрик, осознавая свою роль в создании социалистического общества».

Руководство и состав

  • Первым председателем общества стал И. Э. Грабарь.
  • С 1929 года пост председателя занял А. В. Лентулов,
  • Заместителем был С. В. Герасимов,
  • СекретаремА. А. Осмёркин,
  • КазначеемН. М. Чернышёв.
Состав объединения был разнообразным и динамичным. В него входили бывшие члены «Бубнового валета», «Цеха живописцев», «Бытия», «4 искусства», «РОСТ», «Жар-цвет». В 1928 году в общество вошло молодежное объединение «Крыло», образовавшее автономную секцию ОМХ-2. После конфликта поколений, разделение было отменено, и в 1929 году молодые художники вошли в ОМХ на общих основаниях. Из объединения к 1931 году вышли И. И. Машков, И. Э. Грабарь, С. В. Герасимов и ряд других участников.

Выставки и просветительская деятельность

ОМХ организовало две отчетные выставки:
  • Февраль 1928 года — в залах Вхутеина (Мясницкая, 21).
  • Июнь 1929 года — в павильоне «Шестигранник» в ЦПКиО.
На выставках доминировали пейзаж и натюрморт, но также предпринимались попытки создания исторических и тематических картин. Выставки пользовались огромным успехом:
  • Вторую выставку в ЦПКиО посетило 20 000 человек и более 200 экскурсионных групп.
  • 32 работы были отобраны для Государственной Третьяковской галереи.
Кроме того, ОМХ организовало более 50 передвижных выставок в московских рабочих клубах и промышленных центрах:
  • Клуб Трехгорной мануфактуры (Москва),
  • Каширстрой, Голутвин,
  • Фабрика «Ока» в Бескино,
  • Цементный завод в Песках,
  • Раменское, Люберцы, Быково, Мячниково и др.
Одновременно с выставками проводились публичные лекции и дискуссии. ОМХ также принимало участие в крупных всесоюзных выставках:
  • Передвижные выставки Наркомпроса по городам РСФСР (1929, 1930).
  • «Художественно-кустарная выставка СССР» в США (1929, Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Детройт).

Художественно-производственные мастерские (МастОМХ)

В марте 1928 года при ОМХ были созданы МастОМХхудожественно-производственные мастерские, предназначенные для:
  • Выполнения социального заказа,
  • Поддержки материального положения художников.
МастОМХ занимались:
  • Изготовлением плакатов и лубков на политические и производственные темы,
  • Росписью общественных зданий,
  • Оформлением клубов и массовых шествий,
  • Изданием открыток, репродукций, альбомов,
  • Выполнением заказов для предприятий (например, завода Гужона).
Однако на первых порах мастерские работали убыточно, и к декабрю 1928 года их дефицит составил 18–20 тысяч рублей. Управление МастОМХ в 1929 году возглавил Б. Д. Королёв, что позволило навести порядок. Была создана четкая структура:
  • Живописно-декоративная секция,
  • Плакатно-графическая секция,
  • Скульптурная секция,
  • Металлическая секция,
  • Выставочная секция.

Конфликты и критика

ОМХ постоянно подвергалось критике со стороны АХР и объединения «Октябрь», которые обвиняли его в формализме и отсутствии четкой идеологической позиции. В ответ члены ОМХ выступили со статьей «ИЗО-критика в роли могильщика» (журнал «Искусство в массы», 1929, №7–8), в которой предложили социалистическое соревнование между объединениями, выдвигая его условиями:
  1. Создание произведений, стимулирующих трудящихся к выполнению пятилетнего плана.
  2. Приближение искусства к массам через районные и передвижные выставки.
  3. Участие художников в работе клубных изокружков.
  4. Создание художественных советов для связи с общественностью.
  5. Производство массовых художественных изделий.
В декабре 1930 года Сектор искусств Наркомпроса подверг ОМХ жесткой критике.
  • Было предписано усилить политико-воспитательную работу.
  • Провести «чистку рядов» и привлечь в общество производственных художников, полиграфистов, декораторов.
  • МастОМХ передали кооперативу «Художник» и ИЗОГИЗу.
В 1931 году руководство ОМХ состояло из трех секторов:
  • Общественно-идеологический (С. В. Герасимов),
  • Производственный (А. В. Лентулов),
  • Организационный (Д. М. Девинов-Нюренберг). Генеральным секретарем был А. В. Лентулов.

Ликвидация общества

Под давлением Наркомпроса в 1931 году большая группа художников ОМХ обратилась в АХР с просьбой о вхождении в их объединение. Окончательно ОМХ прекратило существование 23 апреля 1932 года в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!