Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
Объединение современных архитекторов
Ваши лоты и ставки в мобильном!
Объединение современных архитекторов
Объединение современных архитекторов (ОСА): история, идеология и влияние
Объединение современных архитекторов (ОСА) — официальная группа советских конструктивистов, созданная при ГАХН. Основано 10 декабря 1925 года, первое организационное собрание состоялось 19 декабря 1925 года. Объединение ставило своей целью формирование новой архитектурной среды, ориентированной на коллективное решение градостроительных и производственных задач. В отличие от АСНОВА (Ассоциации новых архитекторов) и Московского архитектурного общества (МАО), ОСА привлекала не только архитекторов, но и производственников, что подчеркивало её утилитарный и инженерный подход. Председателем ОСА был избран А. А. Веснин, а в состав группы вошли:- Студенты Вхутемаса и Института гражданских инженеров
- Группа «производственников-конструктивистов»
- Архитектурная группа ЛЕФ
Идеология и ключевые теоретики
Одним из ведущих теоретиков ОСА был М. Я. Гинзбург, который определял задачи современной архитектуры как рациональную организацию производственно-бытовых процессов. А. М. Ган сформулировал концепцию объединения через триединство:- Труд
- Метод
- Организация
Организация и деятельность
Помимо центрального московского отделения, в ОСА входили:- Ленинградское отделение (председатель — А. С. Никольский)
- Свердловское отделение (председатель — И. И. Робачевский)
- А. А. Веснин (главный редактор)
- М. Я. Гинзбург
- А. М. Ган
- В. А. Веснин
- Ле Корбюзье
- Л. Мис ван дер Роэ
- В. Гропиус
Проекты и архитектурная практика
Члены ОСА работали индивидуально и в составе бригад, создавая программные проекты:- Институт библиотековедения им. В. И. Ленина (1927, И. И. Леонидов)
- Планетарий в Москве (1927, М. О. Барщ, М. И. Синявский)
- Дом Наркомфина (1928, М. Я. Гинзбург, И. Ф. Милинис)
- Дом-коммуна «Музыка будущего» (1929, Н. С. Кузьмин)
- Дом промышленности в Москве (1929, И. И. Леонидов)
- ДнепроГЭС (1929, братья Веснины, 1-я премия)
- Дворец культуры пролетарского района Москвы (1930, братья Веснины, 1-я премия)
- Театр массового музыкального действа в Харькове (1930, братья Веснины, 1-я премия)
- Синтетический театр в Свердловске (1931, М. Я. Гинзбург, 1-я премия)
- Реконструкция Серпуховской заставы в Москве (1931, бригада ОСА под руководством И. И. Леонидова)
- Дворец Советов в Москве (1931)
Выставки и конференции
В 1927 году ОСА организовало первую выставку современной архитектуры совместно с Наркомпросом. Группа участвовала в международной выставке архитектуры в Нью-Йорке. В 1928 году провела первую архитектурную конференцию, а в 1929 году — первый съезд ОСА. В 1930 году ОСА вошло на правах сектора (САСС – сектор архитекторов социалистического строительства) в состав Московского областного отделения Всесоюзного архитектурно-научного общества (МОВАНО).Критика и ликвидация ОСА
С начала 1930-х годов ОСА подвергалось жесткой критике. В журнале «Искусство в массы» (1931) П. Осипов писал:«ОСА, отрицая искусство как идеологический фактор, бессознательно служит врагам советской архитектуры… Конструктивисты, заменяя архитектуру инженерией, игнорируют её идеологическую роль. Их достижения в области типизации и стандартизации признаны, но идеологически они продолжают идти по стопам западных архитекторов».Критики обвиняли ОСА в техницизме и индивидуализме, утверждая, что их проекты оторваны от реалий социалистического строительства. В 1932 году по постановлению ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» объединение было официально распущено.
Заключение
Объединение современных архитекторов (ОСА) сыграло ключевую роль в развитии советского конструктивизма. Оно внесло значительный вклад в градостроительство, типовое проектирование, индустриальное строительство и заложило основы современного функционального дизайна. Хотя ОСА было ликвидировано, его наследие сохранилось в архитектуре СССР и оказало влияние на мировой модернизм.
Лотов нет
Лотов нет