Новое общество художников


Новое общество художников (НОХ): история и деятельность

Новое общество художников (НОХ) было основано в конце 1903 года выпускниками Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств (ИАХ), в основном учениками И. Е. Репина и А. И. Куинджи. Инициатором создания общества и его бессменным председателем стал Д. Н. Кардовский, который поставил перед объединением цель оказания как нравственной, так и материальной поддержки молодым художникам — выпускникам Академии. Пост секретарей правления занимали А. Ф. Гауш, В. П. Тиморев и П. И. Нерадовский.

Устав и условия членства

3 февраля 1904 года был утверждён устав общества, согласно которому его действительные члены обязаны были показывать свои новые для Петербурга работы исключительно на выставках НОХ. В Москве они могли участвовать в экспозициях других объединений только при условии, что сроки проведения тех выставок не пересекались с выставками НОХ. Это ограничение привело к неоднозначным последствиям: с одной стороны, правило позволяло привлекать значимые и программные произведения; с другой — становилось причиной постоянного изменения состава общества и финансовых трудностей при организации выставок.

Выставочная деятельность и ключевые экспонаты

Деятельность НОХ была сосредоточена на организации выставок в Петербурге и Москве, в которых приняли участие более 180 художников. Экспозиции включали произведения живописи, графики, скульптуры, архитектурные проекты, предметы декоративно-прикладного искусства и даже детские рисунки. Среди значимых произведений, выставленных на экспозициях НОХ, были:
  • Этюды Б. М. Кустодиева, созданные в процессе работы над картиной И. Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (2-я выставка, 1905);
  • «Скалистый берег» и «Древняя земля» К. Ф. Богаевского (2-я выставка, 1905);
  • «Портретная в имении Гончаровых Полотняный завод» и «Комната в имении Обнинских Белкино» А. В. Средина (4-я выставка, 1907);
  • «Берег моря» К. Ф. Богаевского (5-я выставка, 1908).
Общество также провело посмертные выставки Н. М. Фокина (1909) и М. А. Врубеля (1912/1913). В 7-й выставке НОХ участвовала большая группа художников из Московского товарищества художников (МТХ), а сами члены НОХ, в свою очередь, приняли участие в 17-й и 18-й выставках МТХ в Москве и Петербурге. Все выставки сопровождались изданием каталогов.

Эстетическая платформа и стилистическое разнообразие

Основой эстетической программы общества стал неоклассицизм, опирающийся на традиции академической школы. Однако выставки НОХ отличались стилистическим разнообразием благодаря участию молодых художников, принадлежавших к авангарду.

Критика и упадок общества

В 1910-е годы художественная критика часто отмечала отсутствие стилевой цельности на выставках НОХ. Так, критик С. К. Маковский писал:
«Новое общество возникло как попытка небольшого кружка молодых, ищущих питомцев Академии отъединиться от пошлого “большинства”. К сожалению, отъединиться — не всегда означает обрести яркую самостоятельность… Выставка “Нового общества” из года в год становится всё более случайной, беспорядочной… первоначальная задача забыта».

Закат и прекращение деятельности

После 10-й выставки (1917) деятельность НОХ фактически прекратилась. Весной того же года члены общества приняли участие в создании Союза деятелей искусств, однако самостоятельная работа объединения больше не возобновилась. Несмотря на прекращение существования, Новое общество художников оставило заметный след в художественной жизни России, объединив мастеров разных направлений и предоставив им платформу для демонстрации своих произведений на фоне масштабных изменений в русском искусстве начала XX века.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!