Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
Новое художественное общество Мюнхена
Ваши лоты и ставки в мобильном!
Новое художественное общество Мюнхена
Новое художественное общество Мюнхена
Новое художественное общество Мюнхена (НХОМ) – интернациональное объединение экспрессионистов, основанное в январе 1909 года по инициативе В. В. Кандинского. Предпосылкой к его созданию стало существовавшее ранее «Братство св. Луки» – творческий союз, собиравшийся в мюнхенском доме М. В. Верёвкиной в районе Швабинг. В деятельности Общества участвовали не только художники, но также теоретики искусства, музыканты, танцоры и литераторы.Организация и руководство
22 января 1909 года был подписан устав Общества, а 10 мая того же года оно было официально зарегистрировано в городском реестре объединений Мюнхена. Согласно уставу, каждый действительный член имел право выставлять на экспозициях до двух произведений без одобрения жюри, если их общая площадь не превышала 4 кв. м. Первый состав правления:- Президент – В. В. Кандинский
- Первый заместитель – А. Г. Явленский
- Второй заместитель и казначей – Й. Канольдт
- Секретарь – О. Виттенштайн (с 1910 – А. Эрбслё)
Выставочная деятельность
1-я выставка (1–15 декабря 1909, Moderne Galerie Heinrich Thannhauser, Мюнхен)
В ней приняли участие 16 художников, представивших 128 произведений. После Мюнхена экспозиция отправилась в турне по городам: Брюнн, Эльберфельд, Бармен (ныне Вупперталь), Гамбург, Дюссельдорф, Висбаден, Шверин, Франкфурт-на-Майне. Планировалось показать её в Петербурге, но этот проект так и не был реализован. В. В. Кандинский опубликовал рецензию в журнале «Аполлон», где отметил уникальность выставки:«Обычные экспозиции создают лишь поверхностное воздействие на глаз и нервы. Здесь же участники знают не только, как сказать, но и что сказать. Разные души – разные звуки, разные формы, но всё объединяет стремление говорить от души к душе».
2-я выставка (1–14 сентября 1910, Moderne Galerie Heinrich Thannhauser, Мюнхен)
Стала самой масштабной по составу участников: наряду с основателями НХОМ, в ней экспонировались работы П. Пикассо, Ж. Брака, А. Дерена, К. ван Донгена, М. Вламинка, Ж. Руо, Д. Д. Бурлюка, В. Д. Бурлюка, С. Н. Судьбинина. Всего было представлено 115 произведений. После Мюнхена выставка отправилась в Карлсруэ, Манхайм, Хаген, Берлин, Лейпциг, Дрезден, Веймар.Разногласия и раскол
К 1911 году в Обществе нарастал конфликт между радикальными и консервативными членами, не соглашавшимися с увеличением доли абстрактного искусства. В январе того же года Кандинский сложил полномочия президента. На собрании 4 февраля 1911 года новым главой был избран А. Эрбслё, а в правление вошли:- О. Виттенштайн (заместитель президента)
- А. Канольдт (первый секретарь)
- Й. Канольдт (второй секретарь и казначей)
3-я выставка (18 декабря 1911 – 1 января 1912, Moderne Galerie Heinrich Thannhauser, Мюнхен)
После раскола экспозиция заметно сократилась: в ней приняли участие всего 8 художников, представивших 58 работ. Затем она была показана в Цюрихе, Кёльне, Эльберфельде, Манхайме, Хайдельберге, Франкфурте-на-Майне, Йене, Бреславе.Закат НХОМ и роспуск
К концу 1912 года Общество готовило 4-ю выставку, но её омрачило издание монографии «Новая картина» (Das Neue Bild) О. Фишера. В книге содержалась критика Кандинского, что вызвало недовольство А. Г. Явленского, М. В. Верёвкиной, А. П. Могилевского и В. Г. Бехтеева. В результате экспозиция была отменена. В конце 1912 года А. Г. Явленский и М. В. Верёвкина покинули НХОМ, что привело к его фактическому распаду. Формально Общество существовало до 1920 года, пока не было исключено из реестра мюнхенских объединений. Бывшие участники НХОМ стали ядром нового художественного движения «Синий всадник», которое сыграло важнейшую роль в развитии экспрессионизма.
Лотов нет
Лотов нет