Новая Сибирь


Общество «Новая Сибирь»: история, деятельность и влияние

«Новая Сибирь» — художественное объединение, основанное по инициативе художников Новосибирска (до января 1926 года — Новониколаевска).

Основание и организационная структура

Учредительное собрание состоялось 2 января 1926 года, на котором были утверждены устав и декларация, а также избрано руководство:
  • А. В. Вощакин — председатель
  • В. Н. Гуляев — секретарь
В программных документах «Новая Сибирь» провозглашала:
«Подлинный советский художник должен в первую очередь искать для нового содержания новую форму…» «Близость к трудящимся массам, единение с ними, работа для них… Идти под красным знаменем, в ногу с пролетарской революцией, радуясь её достижениям…»

1-я Всесибирская художественная выставка (1927)

Одним из первых решений общества стало проведение первой Всесибирской художественной выставки и созыв Всесибирского съезда художников для формирования единой художественной организации региона. В подготовке выставки участвовал Новосибирский филиал АХРР, который вскоре в полном составе вошел в «Новую Сибирь». Дата открытия: 1 января 1927 года Место: Новосибирск Количество работ: около 600 Количество участников: 61 художник Города-участники: Новосибирск, Красноярск, Омск, Томск, Барнаул и другие Выставка стала крупнейшим событием в культурной жизни Сибири. Исключение составили Томский и Омский филиалы АХРР, отказавшиеся от участия из-за несогласия с идейными установками «Новой Сибири», в частности — с необходимостью формальных поисков. Выставка сопровождалась каталогом, а спустя две недели отправилась в тур по городам Сибири:
  • Омск
  • Томск
  • Красноярск
  • Иркутск
В каждом из городов экспозиция дополнялась работами местных художников. Выставка широко освещалась в прессе, а многие произведения были приобретены различными государственными учреждениями, среди них:
  • Сибкрайисполком
  • Сибкрайиздат
  • СибОНО
  • Газеты «Советская Сибирь», «Сельская правда»

1-й Всесибирский съезд художников (1927)

Параллельно с выставкой 3–6 января 1927 года в Новосибирске состоялся 1-й Всесибирский съезд художников, в котором приняли участие 37 делегатов. В президиум вошли:
  • А. А. Ансон
  • А. В. Вощакин
  • И. Л. Копылов
  • В. М. Мизеров
  • В. Л. Петраков
  • В. И. Уфимцев
  • Н. И. Чевалков
Съезд принял решение о признании «героического реализма» как основного творческого метода, основанного на идеологии марксизма, а «Новую Сибирь» — ведущей организацией художников региона.

Дальнейшая деятельность общества

К концу 1927 года в «Новую Сибирь» входило 108 художников из разных городов:
  • Новосибирск — 32
  • Иркутск — 19
  • Омск — 14
  • Томск — 12
  • Барнаул — 10
  • Красноярск — 7
  • Минусинск — 5
  • Бийск — 2
Филиалы общества продолжали проводить региональные выставки, среди них:
  • Минусинская группа (1927, 1928)
  • Ачинский филиал (1928, 1929)
  • Барнаульский филиал (1930)
«Новая Сибирь» получила всероссийскую известность. Члены общества были приглашены к участию в крупных выставках в Москве и Ленинграде:
  • Юбилейная выставка театрально-декорационного искусства (Ленинград, 1927)
  • Юбилейная выставка искусства народов СССР (Москва, 1927)
  • Конкурс Общины художников на художественную фиксацию празднования 10-летия Октябрьской революции
Однако из-за организационных сложностей и нехватки времени расширить географию деятельности не удалось.

Просветительская и производственная деятельность

Помимо выставок, «Новая Сибирь» организовала:
  • «Производственную» просветительскую выставку, на которой А. В. Вощакин демонстрировал живописные инструменты и материалы, а также этапы создания произведения от эскиза до завершенной работы.
  • Вечер памяти В. И. Сурикова, включавший театрализованное представление, доклады о жизни и творчестве художника, концертную программу.
  • Производственное бюро, включавшее:
    • Декоративную мастерскую
    • Литографскую мастерскую
    • Скульптурную мастерскую
    • Фотографическую мастерскую
  • В художественный совет бюро вошли: Н. Н. Нагорская, И. Я. Надольский, П. Н. Пакшин, К. Г. Поляшев.
С января 1929 года общество начало выпуск машинописных бюллетеней, в которых публиковались статьи, очерки, рецензии на местные выставки. «Новая Сибирь» также поддерживала тесные связи с ташкентским объединением «Мастера нового Востока», среди его участников были В. Н. Гуляев, М. И. Курзин, Е. Л. Коровай, В. П. Маркова.

Закат общества и его ликвидация

После 1927 года активность общества постепенно снижалась. Запланированные мероприятия не состоялись:
  • Обширная выставка в Москве
  • 2-я Всесибирская художественная выставка
Осенью 1931 года «Новая Сибирь» была ликвидирована по постановлению президиума Крайрабиса и Сибискусства. Художникам предложили выбрать и присоединиться к одной из центральных художественных организаций.

Заключение

«Новая Сибирь» стала крупнейшей художественной организацией Сибири в 1920-х годах, объединив художников региона и активно продвигая идеологические и художественные принципы своего времени. Общество внесло значительный вклад в развитие сибирского искусства, но не выдержало идеологического давления 1930-х годов и было расформировано. Несмотря на это, деятельность «Новой Сибири» заложила фундамент для дальнейшего развития художественной жизни Сибири, а многие её участники продолжили работу в новых объединениях.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!