Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
Мурава
Ваши лоты и ставки в мобильном!
Мурава
Мурава: возрождение традиций русского гончарства
Мурава — артель художников-гончаров, основанная в конце XIX века выпускниками Центрального Строгановского училища технического рисования. Название коллектива отсылает к старинному термину «мурава», обозначавшему глазурь, использовавшуюся для покрытия керамических изделий. В русской традиции гончарную посуду, покрытую такой глазурью, часто называли «муравленой». Объединение включало художников-керамистов, скульпторов, графиков, знатоков гончарного дела и технологов, чьей главной целью было расширение художественных возможностей керамики и возрождение древнерусских гончарных традиций, утраченных к концу XIX века. Они вдохновлялись изразцами допетровской Руси, активно применяли орнаментальные мотивы и формы древнего зодчества.Мастерская и организация работы
Первоначально мастерская располагалась на Малой Грузинской улице, 28, затем переехала на Большую Пресню, 5 (оба здания не сохранились). Организационные вопросы решались на общих собраниях артели, которые проходили под председательством присяжного поверенного А. В. Иванова, выполнявшего функции попечителя. Члены артели активно занимались исследованием и разработкой новых технологических приёмов. В частности, они экспериментировали с металлизированными глазурями восстановительного обжига. Производственные возможности артели позволяли выпускать декоративные панно, майоликовые украшения для архитектуры, станковую скульптуру, предметы интерьера и церковную утварь. Среди наиболее популярных изделий:- элементы садовой керамики (скамьи, вазы, фонтаны, балюстрады, цветочные горшки);
- интерьерные печи, фризы, камины;
- церковные предметы (иконостасы, киоты).
Критика и общественное восприятие
Несмотря на новаторские идеи, артель подвергалась критике со стороны конкурентов. Так, известный керамист П. К. Ваулин, основавший мастерскую в Кикерине под Петербургом, писал в своём обзоре художественной керамики (1912):«…открылась в Москве мастерская “Мурава”, организованная выпускниками Строгановской школы и обслуживавшая главным образом московский регион. Однако её работы не имеют собственного лица. Судя по майолике дома Перцовой в Москве и дома Дорошевского на углу Офицерской и Английского проспекта в Петербурге, это скорее собрание разрозненных элементов. Здесь есть и Врубель, и Малютин, и Васнецов, и Билибин, обобщённые неким хаотичным потоком, словно случайные заплатки на ветхой одежде…»Сегодня подобные высказывания кажутся излишне резкими и необъективными, ведь многие произведения артели вошли в историю русского модерна и стали образцовыми примерами декоративной керамики эпохи.
Выдающиеся проекты
Наиболее значительные монументальные работы, созданные в мастерской «Мурава»:- Майоликовые украшения дома З. А. Перцовой в Соймоновском проезде (1906, архитектор С. В. Малютин);
- Декоративные элементы особняка В. С. Казаковой на Садовой-Спасской улице (М. В. Егоров);
- Оформление аптеки Рутковского на Тверской улице (1907, М. В. Егоров);
- Декор фасадов дома Филатова на Остоженке (1907–1909);
- Майоликовые панели дома П. И. Кольцова на Английском проспекте в Петербурге (архитектор А. А. Бернардацци);
- Панно «Пётр Великий спускает первые корабли Русского флота» для дома Петрова в Воронеже (М. Л. Львов);
- Реставрация надвратного терема Крутицкого подворья в Москве (1913).
Развитие в XX веке и влияние на художественное образование
Работы артели экспонировались на 12-й выставке Московского товарищества художников, где мастера представили мелкую пластику. После революции члены «Муравы» сыграли важную роль в развитии прикладного искусства:- В июле 1918 года они организовали отдел керамики при Союзе деятелей прикладного искусства и художественной промышленности.
- В состав правления вошли А. В. Филиппов, Б. Н. Ланге, В. Е. Егоров, Г. М. Лузан.
- В августе 1920 года при их инициативе был создан керамический факультет Вхутемаса, сыгравший важную роль в обучении нового поколения художников-керамистов.
Заключение
Артель «Мурава» внесла значительный вклад в развитие русского декоративного искусства, возродив древние техники гончарного дела и обогатив их новыми художественными и технологическими решениями. Несмотря на критику, её произведения стали классикой русского модерна, а идеи мастеров оказали долгосрочное влияние на развитие отечественной керамики в XX веке.
Лотов нет
Лотов нет