Московское товарищество художников


Московское товарищество художников: история и деятельность

Московское товарищество художников (МТХ) возникло на основе кружка выпускников Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), который до осени 1893 года проводил еженедельные собрания и имел выборное правление. В его состав входили В. А. Симов (председатель), Д. И. Киплик (секретарь), В. И. Комаров, В. Н. Мешков и Ф. И. Рерберг. В феврале 1893 года и марте—апреле 1894 года кружок организовал «Выставки московских художников», которые стали отправной точкой для будущих мероприятий. В начале 1896 года он был преобразован в «Московское товарищество художников», что позволило ему получить официальный статус. 21 февраля 1896 года был утверждён устав, закрепивший цели организации: развитие искусства в России и защиту интересов его членов.

Членство и организация

В отличие от Товарищества передвижников, где требовалась рекомендация совета, вступление в МТХ происходило по личному заявлению, а решение принималось тайным голосованием. Экспонентов на выставки также утверждало общее собрание членов. Весной 1896 года Товарищество впервые приняло участие в академической выставке в Петербурге, после чего его работы экспонировались на Международной выставке в Берлине и Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде. В ноябре 1896 года состоялась 4-я выставка МТХ, ставшая началом регулярных ежегодных экспозиций.

Эстетика и художественные направления

Товарищество не придерживалось единой художественной программы, что позволяло ему привлекать представителей различных направлений. Однако в первые годы его выставки демонстрировали колористическую живописность как альтернативу повествовательной сдержанности поздних передвижников. В творчестве членов МТХ доминировали бытовой жанр и пейзаж. В конце 1890-х годов ведущими фигурами стали художники, которые впоследствии составили ядро Союза русских художников:
  • М. Х. Аладжалов, А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, С. А. Виноградов, Н. В. Досекин, С. Ю. Жуковский, Н. А. Клодт фон Юргенсбург, К. А. Коровин, С. В. Малютин, В. В. Переплётчиков и другие.
На 2-й выставке МТХ зрителям впервые была представлена картина К. А. Коровина «Северная идиллия».

Расширение выставочной программы

Начиная с 1899 года, наряду с живописью, графикой и скульптурой, на выставках МТХ стали экспонироваться декоративно-прикладные произведения. Среди них были керамика, майолика, вышивка, ковры и эскизы мебели, включая изделия Абрамцевской керамической мастерской С. И. Мамонтова и гончарной артели «Мурава». В 1890-х годах Товарищество разработало проект «Народных выставок», целью которого было сделать искусство доступным для широкой публики. Чтобы привлечь зрителей, ведущим художникам, включая В. Д. Поленова, И. Е. Репина и В. А. Серова, были заказаны картоны на исторические и библейские сюжеты. Первая «Народная выставка» состоялась в 1899 году, однако этот проект не получил дальнейшего развития.

Развитие в 1900-х годах

С началом XX века в экспозициях МТХ усилилось влияние символизма. Работы таких художников, как М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов, Н. П. Крымов, П. В. Кузнецов, А. Т. Матвеев, В. Д. Милиоти, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и П. С. Уткин, сыграли важную роль в изменении художественного вектора объединения. На выставках МТХ впервые были представлены знаковые произведения русского символизма:
  • «Гармония» (8-я выставка, 1901),
  • «Гобелен» (9-я выставка, 1902),
  • «Водоем» (10-я выставка, 1903) В. Э. Борисова-Мусатова,
  • «Лебедь» (12-я выставка, 1905) М. А. Врубеля,
  • «Утро (Рождение)» (12-я выставка, 1905) П. В. Кузнецова.
На 13-й выставке (1906 года) зрители впервые увидели работы М. Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой, представлявших авангардное крыло московских художников. В 1909 и 1911 годах в экспозиции МТХ вошли произведения петербургского «Нового общества художников» (НОХ), а в 1910 году московские мастера выставлялись на экспозиции НОХ в Петербурге. Выставки сопровождались изданием каталогов, а в рамках годичных экспозиций прошли посмертные выставки:
  • В. И. Комарова (1899),
  • Е. Д. Поленовой (1902),
  • В. Э. Борисова-Мусатова (1916).

Закат деятельности

Появление новых художественных объединений, таких как Союз русских художников, «Бубновый валет» и общество «Свободная эстетика», привело к снижению интереса к выставкам МТХ. Последние экспозиции состоялись в 1918, 1922 и 1924 годах. Многие основатели Товарищества перестали участвовать в его деятельности, за исключением В. Д. Поленова и Ф. И. Рерберга.

Заключение

Московское товарищество художников сыграло ключевую роль в развитии искусства рубежа XIX–XX веков. Оно стало важной площадкой для художественных экспериментов, объединив реалистов, символистов и ранних авангардистов. Однако появление новых течений и группировок постепенно ослабило его влияние, и к 1924 году организация окончательно прекратила своё существование.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!