Московские живописцы


Московские живописцы: история, выставки, наследие

Московские живописцы – художественное объединение живописцев и скульпторов, сформировавшееся в 1924 году. Его основу составили бывшие участники «Бубнового валета», а также молодые художники – их ученики из Государственных свободных художественных мастерских (позднее Вхутемас).

Предпосылки создания объединения

Перед созданием общества в Москве прошли две значимые выставки, где были широко представлены работы бубнововалетцев:
  • 1923 – выставка картин, организованная бывшими членами «Бубнового валета»
  • 1924 – «Выставка картин, организованная Российским обществом Красного Креста»
Эти события стали основой для формирования нового объединения.

Организация и состав

Первые организационные собрания состоялись 12 и 21 июня 1924 года. На пост председателя был избран П. П. Кончаловский, а в правление вошли:
  • Б. Д. Королёв (секретарь)
  • И. И. Машков (товарищ председателя)
  • А. В. Куприн (казначей)

Единственная выставка Московских живописцев

В марте 1925 года состоялась единственная выставка объединения, в которой приняли участие 37 художников, представивших 197 работ. Основными жанрами экспозиции стали:
  • Пейзажи
  • Натюрморты Работы были выполнены в «сезаннистской» манере, характерной для художников «Бубнового валета».

Программная декларация

В каталоге выставки была опубликована декларация общества, подчеркивающая его связь с традициями «Бубнового валета». В документе утверждалось, что:
  • Искусство должно сохранять профессиональные традиции, особенно в условиях пролетарской революции.
  • Новая эпоха требует единства формы и содержания, отвергая как беспредметное искусство, так и модернистские эксперименты.
  • Социалистическое общество не может допустить упадка формы и отказа от культурного наследия.
  • «Московские живописцы» ставили своей целью синтез современного содержания и реальной формы, утверждая, что только в этом направлении искусство может развиваться.

Критика и роспуск объединения

Современные искусствоведы отмечали как достоинства, так и ограничения объединения. Так, А. А. Фёдоров-Давыдов писал:
«Не стоит переоценивать формальные достижения “Московских живописцев” и их соответствие духу времени. При всей своей материалистичности они остаются типичными “натюрмортистами”, воспринимающими мир статически…»
В конце 1925 года общество прекратило свое существование.

Дальнейшая судьба участников

  • В феврале 1926 года П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. А. Осмёркин приняли участие в 4-й выставке объединения «Бытие».
  • Большинство членов вступили в АХРР (Ассоциацию художников революционной России).
  • В 1927 году бывшие члены объединения вместе с группами «Маковец» и «Крыло» основали Общество московских художников.

Заключение

Несмотря на короткий период существования, «Московские живописцы» сыграли важную роль в сохранении традиций реалистической живописи в условиях меняющейся художественной среды 1920-х годов. Их творчество продолжало линию «Бубнового валета», стремясь объединить профессионализм и революционные идеи.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!