Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
Московские живописцы
Ваши лоты и ставки в мобильном!
Московские живописцы
Московские живописцы: история, выставки, наследие
Московские живописцы – художественное объединение живописцев и скульпторов, сформировавшееся в 1924 году. Его основу составили бывшие участники «Бубнового валета», а также молодые художники – их ученики из Государственных свободных художественных мастерских (позднее Вхутемас).Предпосылки создания объединения
Перед созданием общества в Москве прошли две значимые выставки, где были широко представлены работы бубнововалетцев:- 1923 – выставка картин, организованная бывшими членами «Бубнового валета»
- 1924 – «Выставка картин, организованная Российским обществом Красного Креста»
Организация и состав
Первые организационные собрания состоялись 12 и 21 июня 1924 года. На пост председателя был избран П. П. Кончаловский, а в правление вошли:- Б. Д. Королёв (секретарь)
- И. И. Машков (товарищ председателя)
- А. В. Куприн (казначей)
Единственная выставка Московских живописцев
В марте 1925 года состоялась единственная выставка объединения, в которой приняли участие 37 художников, представивших 197 работ. Основными жанрами экспозиции стали:- Пейзажи
- Натюрморты Работы были выполнены в «сезаннистской» манере, характерной для художников «Бубнового валета».
Программная декларация
В каталоге выставки была опубликована декларация общества, подчеркивающая его связь с традициями «Бубнового валета». В документе утверждалось, что:- Искусство должно сохранять профессиональные традиции, особенно в условиях пролетарской революции.
- Новая эпоха требует единства формы и содержания, отвергая как беспредметное искусство, так и модернистские эксперименты.
- Социалистическое общество не может допустить упадка формы и отказа от культурного наследия.
- «Московские живописцы» ставили своей целью синтез современного содержания и реальной формы, утверждая, что только в этом направлении искусство может развиваться.
Критика и роспуск объединения
Современные искусствоведы отмечали как достоинства, так и ограничения объединения. Так, А. А. Фёдоров-Давыдов писал:«Не стоит переоценивать формальные достижения “Московских живописцев” и их соответствие духу времени. При всей своей материалистичности они остаются типичными “натюрмортистами”, воспринимающими мир статически…»В конце 1925 года общество прекратило свое существование.
Дальнейшая судьба участников
- В феврале 1926 года П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. А. Осмёркин приняли участие в 4-й выставке объединения «Бытие».
- Большинство членов вступили в АХРР (Ассоциацию художников революционной России).
- В 1927 году бывшие члены объединения вместе с группами «Маковец» и «Крыло» основали Общество московских художников.
Заключение
Несмотря на короткий период существования, «Московские живописцы» сыграли важную роль в сохранении традиций реалистической живописи в условиях меняющейся художественной среды 1920-х годов. Их творчество продолжало линию «Бубнового валета», стремясь объединить профессионализм и революционные идеи.
Лотов нет
Лотов нет