Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
Метод
Ваши лоты и ставки в мобильном!
Метод
Группа «Метод»
«Метод» — художественная группа конструктивистов, возникшая среди старшекурсников Вхутемаса, увлеченных формальными исследованиями в области абстрактного искусства. Окончательный состав оформился в 1922 году.Идеология и художественная программа
Основателем и идейным вдохновителем группы стал С. Б. Никритин, разработавший концепцию «проекционизма» — универсальной художественной платформы, применимой ко всем видам творчества. Согласно этому подходу, художник не должен заниматься производством вещей (будь то бытовые предметы или произведения искусства), а должен создавать их концепции, проекции и методы, на основе которых впоследствии будет организовано массовое производство.Декларация группы гласила:
«1, 2, 100 художников не организуют окружающего мира — только индустриальное производство делает это. Художник — это изобретатель новых СИСТЕМ, значимых для общества. Живопись и объемные конструкции — это лишь способ выражения (ПРОЕКЦИЙ) МЕТОДА, организации материалов. Искусство — это наука о системах организации материи, а не производство отдельных вещей…»Группа ориентировалась на идеи В. Е. Татлина, однако полемизировала с А. М. Ганом, который призывал к полному отказу от художественного начала в проектировании. Участники группы занимались:
- Абстрактной и полуфигуративной живописью
- Проектами нового типа театрального пространства
- Исследованиями динамических конструкций
Выставки и деятельность
В 1922 году проекционисты организовали выставку в Музее живописной культуры (Москва, ул. Поварская, 52). Критик Я. Тугендхольд позитивно оценил работы участников, отметив их отход от «чистого супрематизма Малевича и бесцветного конструктивизма Татлина»:«Это шаг вперед из лаборатории в мир живого искусства…»В мае 1924 года группа приняла участие в 1-й Дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (Москва, ул. Тверская, 54). Здесь, помимо абстрактных и сюжетных композиций, были представлены аналитические схемы, чертежи и текстовые пояснения, раскрывавшие суть нового метода. На этой выставке С. Б. Никритин экспонировал «Портрет Л. Я. Резникова», сделанный в реалистической манере, с надписью:
«Выставляю как показатель своего профессионального мастерства, от которого отказываюсь, считая его реакционным».
«Проекционный театр»
Члены группы активно сотрудничали с «Проекционным театром», организованным С. Б. Никритином и С. А. Лучишкиным (в 1923–1932 — режиссер театра). Эксперименты театра были направлены на создание новой формы сценического представления:- Вместо традиционного сюжета использовались динамические конструкции, изменявшие свою структуру во время спектакля.
- Актеры не произносили связных монологов, а работали с односложными фразами и пластическими движениями, отражавшими предложенную эмоциональную программу.
- В центре постановок было исследование прямых связей между эмоциями и их внешним выражением.
Завершение деятельности
В 1925 году группа распалась:- Большинство участников (за исключением С. Б. Никритина и К. Н. Редько) вошли в состав Общества станковистов.
- «Проекционный театр» прекратил работу к 1932 году.
Лотов нет
Лотов нет