Мастера аналитического искусства


Мастера аналитического искусства: история, метод и судьба школы

Мастера аналитического искусства (МАИ) — одна из крупнейших авангардных художественных школ, созданная учениками Павла Николаевича Филонова. Формирование коллектива началось летом 1925 года, когда Филонов преподавал во Вхутеине (Ленинград). В дальнейшем занятия проходили в его квартире на улице Литераторов, 19. В разное время членами МАИ были более 70 человек, включая как ленинградских художников, так и мастеров из других городов, которым Филонов давал консультации лично и письменно.

Официальное признание и выставочная деятельность

Первая выставка МАИ открылась 17 апреля 1927 года в ленинградском Доме печати и продолжалась до 17 мая. Именно после этого события коллектив получил официальный статус. В экспозиции были представлены 22 картины, включая панно на тему «Гибель капитализма» и раскрашенную скульптуру. В этот же период в Доме печати прошла постановка «Ревизора» Н. В. Гоголя в оформлении художников МАИ (режиссер И. Г. Терентьев). Была выпущена афиша «Дай дорогу аналитическому искусству». Помимо первой выставки, небольшие экспозиции проходили в Академии художеств и Дворце культуры имени А. М. Горького в Ленинграде.

Метод и философия аналитического искусства

Художественная методология МАИ строилась на теориях Филонова, изложенных в:
  • Манифесте «Сделанные картины» (1914)
  • «Декларации Мирового расцвета» («Жизнь искусства», 1923)
  • Рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности»
Филонов определял аналитическое искусство как глубокое изучение предмета, проникновение в его суть, а не поверхностное воспроизведение. В сопроводительном тексте к одной из выставок он писал:
«Мастера аналитического искусства воспринимают любое явление мира в его внутренней значимости, стремясь к максимальному познанию объекта, а не просто его фасадному изображению… Искусство веками принимало лишь форму и цвет, не вникая в сущность, в отличие от ученых, исследующих мир комплексно».
Метод отвергал эскизы и наброски, требовал единого мировосприятия, а также поощрял коллективное творчество. Принцип сотрудничества воплотился в таких проектах, как:
  • Цикл росписей «Гибель капитализма» (1927)
  • Оформление спектакля «Ревизор» (1927)
  • Иллюстрации к финскому эпосу «Калевала» (1932–1933, издательство Academia)

Критика и раскол (1930 год)

Несмотря на новаторский подход, творчество МАИ подвергалось жесткой критике со стороны официальных советских искусствоведов. В «Ежегоднике литературы и искусства» (1929) метод аналитического искусства обвиняли в «метафизическом субъективизме», «хаотичности» и «буржуазном упадничестве». В 1930 году в коллективе произошел раскол. «Группа меньшинства», возглавляемая самим Филоновым, покинула МАИ. В нее вошли:
  • Т. Н. Глебова
  • С. Л. Закликовская
  • Л. А. Иванова
  • Ю. Г. Капитанова
  • А. И. Порет
  • Л. Н. Тагрина
Филонов основал новую группу с тем же названием, в то время как «старый коллектив» (Б. И. Гурвич, Н. И. Евграфов, Е. А. Кибрик, А. Е. Мордвинова и др.) продолжил существование отдельно. Позже Е. А. Кибрик публично осудил Филонова в газетах «Советское искусство» и «Юный пролетарий», назвав его метод устаревшим и оторванным от задач социалистического искусства.

Ликвидация объединения и наследие Филонова

После выхода постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) общество было официально распущено. Несмотря на это, занятия в мастерской Филонова продолжались до его смерти в 1941 году.

Заключение

Мастера аналитического искусства сыграли значительную роль в развитии авангардной живописи в СССР. Школа Филонова оказала огромное влияние на ленинградских художников и стала важной страницей в истории русского авангарда. Хотя официальная критика не приняла метод аналитического искусства, а группа была ликвидирована под давлением советской власти, идеи Филонова продолжали вдохновлять новые поколения художников, оставляя след в искусстве XX века.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!