Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
Левый фронт искусства
Ваши лоты и ставки в мобильном!
Левый фронт искусства
Левый фронт искусства (ЛЕФ)
Левый фронт искусства (ЛЕФ) — литературно-художественное объединение, основанное в конце 1922 года. Группа стала продолжением идей «Комфутов» («Коммунисты — футуристы») и издания «Искусство коммуны» (1918–1919). Объединение выступало за создание нового революционного искусства, противопоставляя кубо-футуризм и конструктивизм классическому культурному наследию.Идеология и цели
Члены ЛЕФ провозглашали подчинение искусства агитационным и производственным задачам, отвергали традиционные формы и стремились создать искусство, формирующее новую жизненную среду. Они выступали за «производственное искусство» и «социальный заказ», заменяя станковую живопись агитационной графикой, документальной фотографией и кинохроникой. По словам О. М. Брика, «художественная культура будущего создается на фабриках и заводах, а не в чердачных мастерских» (ЛЕФ, 1924, № 2).Распространение идей
В 1920-х годах идеи ЛЕФ получили широкое распространение, и отделения организации появились в разных городах СССР:- Одесса — Юго-ЛЕФ
- Казань — Тат-ЛЕФ
- Иваново-Вознесенск, Баку, Тифлис
- «Заумники» (экспериментаторы со словом)
- «Производственники» (теоретики индустриального искусства)
- «Конструктивисты» (основатели нового стиля)
- «Газетчики» (авторы агитационных материалов)
- «Драмщики» (работавшие над новым театром)
- «Лирики» (создатели новой поэтической формы)
Журналы «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ»
Объединение издавало два журнала:- «ЛЕФ» (1923–1925) — редактор В. В. Маяковский
- «Новый ЛЕФ» (1927–1928) — в редколлегию вошли С. И. Кирсанов, А. М. Лавинский, Б. Л. Пастернак, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, В. Б. Шкловский, С. М. Эйзенштейн
- Программа
- Практика
- Теория
- Книга
- Факты
«ЛЕФ будет агитировать искусство идеями коммуны, открывая ему дорогу в завтра. ЛЕФ будет подтверждать наши теории действенным искусством, подняв его до высшей трудовой квалификации. ЛЕФ будет бороться за искусство — строение жизни».Последний номер «ЛЕФ» вышел в январе 1925 года. В 1927 году был основан журнал «Новый ЛЕФ», который сосредоточился на литературной критике. Члены группы активно полемизировали с «Октябрем» и Всероссийской ассоциацией пролетарских писателей.
РЕФ и роспуск ЛЕФ
В 1929 году ЛЕФ был переименован в РЕФ («Революционный фронт искусства»), формально представлявший новую организацию. В. В. Маяковский пояснял:«Мы нисколько не отказываемся от нашей прошлой работы и как футуристов, и как комфутов, и, наконец, как лефовцев… Теперь мы ставим в центр внимания вопрос “для чего делать”, устанавливая примат цели над содержанием и формой».Летом 1929 года Маяковский договорился с Госиздатом о выпуске двух альманахов РЕФ, однако проект не был реализован. 15–17 января 1930 года прошел пленум РЕФ, где обсуждались проблемы искусства:
- О. М. Брик — «Культурная революция и РЕФ»
- В. А. Катанян — доклад о литературе
- В. В. Маяковский — «О театре»
- А. М. Родченко — «Недостатки в оформлении спектаклей»
Значение и влияние
ЛЕФ оказал существенное влияние на развитие советского авангарда и производственного искусства. Его идеи нашли отражение в архитектуре (конструктивизм), театре (экспериментальные постановки), литературе (фактографический метод), изобразительном искусстве (плакат и фотомонтаж). Несмотря на краткий период существования, ЛЕФ стал одним из главных символов советского авангарда и оказал влияние на дальнейшее развитие художественной мысли в СССР.
Лотов нет
Лотов нет