Левый фронт искусства


Левый фронт искусства (ЛЕФ)

Левый фронт искусства (ЛЕФ) — литературно-художественное объединение, основанное в конце 1922 года. Группа стала продолжением идей «Комфутов» («Коммунисты — футуристы») и издания «Искусство коммуны» (1918–1919). Объединение выступало за создание нового революционного искусства, противопоставляя кубо-футуризм и конструктивизм классическому культурному наследию.

Идеология и цели

Члены ЛЕФ провозглашали подчинение искусства агитационным и производственным задачам, отвергали традиционные формы и стремились создать искусство, формирующее новую жизненную среду. Они выступали за «производственное искусство» и «социальный заказ», заменяя станковую живопись агитационной графикой, документальной фотографией и кинохроникой. По словам О. М. Брика, «художественная культура будущего создается на фабриках и заводах, а не в чердачных мастерских» (ЛЕФ, 1924, № 2).

Распространение идей

В 1920-х годах идеи ЛЕФ получили широкое распространение, и отделения организации появились в разных городах СССР:
  • ОдессаЮго-ЛЕФ
  • КазаньТат-ЛЕФ
  • Иваново-Вознесенск, Баку, Тифлис
Среди союзников объединения были сибирская группа «Настоящее», украинская «Нова Генерацiя», белорусская «Литературно-мастацка коммуна». В 1925 году архитекторы, входившие в ЛЕФ, основали Объединение современных архитекторов (ОСА). В. В. Маяковский отмечал, что ЛЕФ включал несколько направлений:
  • «Заумники» (экспериментаторы со словом)
  • «Производственники» (теоретики индустриального искусства)
  • «Конструктивисты» (основатели нового стиля)
  • «Газетчики» (авторы агитационных материалов)
  • «Драмщики» (работавшие над новым театром)
  • «Лирики» (создатели новой поэтической формы)

Журналы «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ»

Объединение издавало два журнала:
  • «ЛЕФ» (1923–1925) — редактор В. В. Маяковский
  • «Новый ЛЕФ» (1927–1928) — в редколлегию вошли С. И. Кирсанов, А. М. Лавинский, Б. Л. Пастернак, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, В. Б. Шкловский, С. М. Эйзенштейн
Первый номер «ЛЕФ» вышел в марте 1923 года, его обложку оформил А. М. Родченко. Журнал содержал пять разделов:
  • Программа
  • Практика
  • Теория
  • Книга
  • Факты
В программных статьях В. В. Маяковский («За что борется ЛЕФ?», «В кого вгрызается ЛЕФ?», «Кого предостерегает ЛЕФ?») разъяснял цели объединения. В статье «За что борется ЛЕФ?» он писал:
«ЛЕФ будет агитировать искусство идеями коммуны, открывая ему дорогу в завтра. ЛЕФ будет подтверждать наши теории действенным искусством, подняв его до высшей трудовой квалификации. ЛЕФ будет бороться за искусство — строение жизни».
Последний номер «ЛЕФ» вышел в январе 1925 года. В 1927 году был основан журнал «Новый ЛЕФ», который сосредоточился на литературной критике. Члены группы активно полемизировали с «Октябрем» и Всероссийской ассоциацией пролетарских писателей.

РЕФ и роспуск ЛЕФ

В 1929 году ЛЕФ был переименован в РЕФ («Революционный фронт искусства»), формально представлявший новую организацию. В. В. Маяковский пояснял:
«Мы нисколько не отказываемся от нашей прошлой работы и как футуристов, и как комфутов, и, наконец, как лефовцев… Теперь мы ставим в центр внимания вопрос “для чего делать”, устанавливая примат цели над содержанием и формой».
Летом 1929 года Маяковский договорился с Госиздатом о выпуске двух альманахов РЕФ, однако проект не был реализован. 15–17 января 1930 года прошел пленум РЕФ, где обсуждались проблемы искусства:
  • О. М. Брик«Культурная революция и РЕФ»
  • В. А. Катанян — доклад о литературе
  • В. В. Маяковский«О театре»
  • А. М. Родченко«Недостатки в оформлении спектаклей»
Тем не менее, уже в 1930 году деятельность ЛЕФ — РЕФ прекратилась.

Значение и влияние

ЛЕФ оказал существенное влияние на развитие советского авангарда и производственного искусства. Его идеи нашли отражение в архитектуре (конструктивизм), театре (экспериментальные постановки), литературе (фактографический метод), изобразительном искусстве (плакат и фотомонтаж). Несмотря на краткий период существования, ЛЕФ стал одним из главных символов советского авангарда и оказал влияние на дальнейшее развитие художественной мысли в СССР.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!