Круг художников


Объединение «Круг художников»

Основание и цели

Объединение «Круг художников» было создано выпускниками Ленинградского Вхутеина в 1926 году. Главной задачей участников стало повышение профессионального мастерства, основанного на изучении мирового художественного наследия и формальных экспериментах. Художники стремились отражать современную действительность через станковую живопись и скульптуру, отвергая при этом литературщину и использование картины исключительно как агитационного инструмента.

Организация и руководство

Идея создания объединения появилась в студенческой среде Вхутеина в 1924–1925 годах. В апреле 1926 года был разработан проект устава, а окончательное оформление завершилось к осени того же года. На учредительном собрании избраны:
  • ПредседательВ. В. Пакулин
  • СекретарьС. А. Чугунов (впоследствии обязанности выполняли М. Ф. Вербов и А. Ф. Пахомов)
Согласно уставу, «Круг» ставил целью объединение молодых ленинградских художников и совместную работу над созданием современной картины путем коллективного изучения тем и живописных проблем.

Деятельность и выставки

Объединение не имело собственного помещения. Заседания проходили в Доме печати (Фонтанка, 21), Доме искусств (Мойка, 59), общежитии на Литейном проспекте, а также на квартире А. И. Русакова на Петроградской стороне. Основные выставки объединения:
  • 1927 — Русский музей
  • 1928 — Русский музей
  • 1929 — Русский музей
  • 1927 — Дом работников просвещения
  • 1929 — Клуб завода «Красный Треугольник»
  • 1929 — Лондон (при содействии ВОКС)
  • 1930 — Киевская картинная галерея
  • 1928–1929 — «Современные ленинградские художественные группировки»
  • 1930 — 1-я Общегородская выставка изобразительных искусств
  • 1932 — «Советское изобразительное искусство реконструктивного периода»
  • 1932 — «Художники РСФСР за XV лет»
Выставки сопровождались лекциями и дискуссиями, в которых принимали участие Н. Н. Пунин, Н. М. Тарабукин, В. В. Воинов и другие. Кульминацией творческой деятельности «Круга» стала 2-я выставка, которую посетил А. В. Луначарский.

Художественные принципы

В опубликованной в 1928 году декларации участники объединения заявляли:
«“Круг” стремится утвердить живопись и скульптуру как самостоятельные виды искусства, требующие высокой профессиональной подготовки. Для этого необходимо:
  1. Постоянная коллективная работа над развитием художественного мастерства.
  2. Изучение традиций мировой художественной культуры.
  3. Развитие реалистической формы, органически связанной с современным содержанием.
  4. Борьба против дилетантизма, ретроспективизма и мещанства».
Эти установки сближали «Круг художников» с Обществом станковистов (ОСТ), а также с «Обществом художников им. А. И. Куинджи», «Общиной художников» и «Четырьмя искусствами».

Конфликт с АХРР

Основным противником объединения стало АХРР (Ассоциация художников революционной России). Круговцы критиковали ахровцев за натурализм, называя их творчество «протокольным реализмом», который жертвует пластической выразительностью и колористической гармонией в пользу агитационного содержания. В свою очередь идеологи АХРР и Пролеткульта обвиняли «Круг художников» в формализме и буржуазности. Чтобы избежать этих нападок, внутри объединения было создано «Бюро контроля идеологии» (БЮРКИД), что вызвало разногласия среди участников. В результате в 1929 году объединение покинула группа художников, которые перешли в «Октябрь» и ОМАХРР.

Идеологическая борьба и закрытие

Конфронтация достигла пика в 1930 году после публикации в журнале «Искусство в массы» статьи Г. Веселова «Буржуазные группировки Ленинграда», где говорилось:
«Объединились эти люди исключительно по формальным признакам и ставят перед собой исключительно формалистические задачи. Они копируют французскую живопись, далекую от идеалов социализма…»
В ответ «Круг» опубликовал заявление:
«Мы считаем, что разрешение сложных творческих вопросов требует овладения диалектико-материалистическим методом, а не вульгаризаторских упрощений…»
Однако давление со стороны властей продолжало нарастать. В 1931 году активность объединения практически сошла на нет, а его участники начали работать в составе изобригад, участвовать в оформительских проектах и командировках на заводы и колхозы. Последним коллективным выступлением общества стала участие в выставке «Художники РСФСР за XV лет» в 1932 году. После выхода постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) деятельность объединения официально прекратилась.

Наследие и признание

Несмотря на жесткую критику в 1930-е годы, «Круг художников» оказал значительное влияние на развитие ленинградской живописи. Многие его участники впоследствии стали ведущими мастерами советского искусства. В 2007 году Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) организовал крупную ретроспективную выставку, посвященную объединению «Круг художников» (1926–1932), что стало первым крупным признанием его вклада в историю советской живописи.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!