Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
Группа "Тринадцать"
Ваши лоты и ставки в мобильном!
Группа "Тринадцать"
Группа «Тринадцать»
Создание и творческое направление
Группа «Тринадцать» возникла как объединение художников-графиков, стремившихся разработать новые стилистические подходы в акварели и рисунке. Свое название получила по первоначальному числу участников. Основу группы составили члены Ассоциации художников-графиков — Н. В. Кузьмин, В. А. Милашевский, Д. Б. Даран, С. Н. Расторгуев. Ключевую роль в формировании художественной платформы сыграли Милашевский и Кузьмин, выдвинувшие концепцию:«Поиск пластического языка, адекватного современности; отказ от академизма — как старого, так и нового».Основной художественный метод группы заключался в стремлении создать выразительный этюд или набросок, который сам по себе должен восприниматься как полноценное произведение искусства. Как отмечал Б. Ф. Рыбченков в своих воспоминаниях:
«Ценилось умение работать быстро, легко, в заданном ритме, не утомляя бумагу, передавая живое впечатление от натуры» (Искусство, 1987, № 6, с. 29).
Выставки и общественный резонанс
Первая выставка открылась 10 февраля 1929 года в Доме печати на Никитском бульваре, 8 (ныне Центральный дом журналиста). В экспозицию вошло 144 произведения. Во вступительной статье к каталогу Б. Н. Терновец писал:«Новая художественная группировка оправдана, если она предлагает свежий взгляд на мир, новое слово в искусстве, живое ощущение окружающей жизни. “Тринадцать” вносят в русскую графику свою индивидуальную, яркую струю».Выставка вызвала широкий отклик в прессе: положительные рецензии появились в журналах «Новый мир» (1929, № 8), «Прожектор» (1929, № 16), газетах «Правда» (1929, 20 марта) и «Гудок» (1929, 13 марта). В последнем И. Берзарк отмечал:
«Художники группы стремятся преодолеть усталость, шаблоны и трафаретность в графике, искать новые пути. Это делает их работу ценной».Большинство представленных работ было приобретено закупочной комиссией Главискусства, а в группу подал заявление о вступлении Г. И. Рублёв.
Конфликт и раскол группы
Вторая выставка, запланированная на весну 1930 года, так и не состоялась из-за внутреннего конфликта. Разногласия возникли между Н. В. Кузьминым и художественным критиком С. М. Ромовым, а также рядом других участников. Это привело к уходу из группы Надежды и Нины Кашиных, Михаила Недбайло, Сергея Расторгуева. Несмотря на внутренние споры, был издан каталог 2-й выставки со вступительной статьей «Разговор на выставке», составленной Кузьминым из цитат Ромова, Ф. С. Рогинской и собственных размышлений. Одновременно группа пополнилась новыми членами, что изменило её художественное направление — графическая специфика стала менее выраженной.Третья выставка и критическая атака
Третья выставка открылась 18 апреля 1931 года в актовом зале 1-го МГУ. Было представлено 146 произведений, включая работы Д. Д. Бурлюка, присланные из США. Выставку посетил А. В. Луначарский, который высоко оценил экспозицию и предложил закупить несколько работ для центральных музеев. Однако, несмотря на поддержку, выставка столкнулась с жесткой критикой в прессе.- Герсонский в журнале «Бригада художников» (1931, № 4) обвинял художников в эстетстве и индивидуализме, называя их:
«Не просто чудаками, впавшими в детство, но контрреволюционной группой, столь же опасной, как религиозные секты или кулаки».
- Р. Черняк в «Комсомольской правде» (1931, № 125) заявил, что выставка представляет собой «вылазку буржуазных художников», работающих на западного зрителя.
- А. УСС в журнале «За пролетарское искусство» (1931, № 6) критиковал группу за нарочитую детскость в восприятии мира.
Роспуск группы
В 1932 году деятельность объединения была прекращена в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Таким образом, группа «Тринадцать» внесла значительный вклад в развитие советской графики и акварели, предложив новый метод живого, экспрессивного рисунка, но оказалась раздавлена политическими атаками и идеологическим давлением.
Лотов нет
Лотов нет