Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
Голубая роза
Ваши лоты и ставки в мобильном!
Голубая роза
Голубая роза – символистское содружество московских художников
«Голубая роза» – творческое объединение молодых московских художников, оформившееся после одноимённой выставки, прошедшей 18 марта – 29 апреля 1907 года в доме фабриканта М. С. Кузнецова на Мясницкой улице в Москве. Основу авторского состава и художественное направление во многом предопределила выставка «Алая роза», состоявшаяся тремя годами ранее в Саратове. Инициатором московского проекта выступил меценат, коллекционер и издатель журнала «Золотое руно» Н. П. Рябушинский, который не только организовал мероприятие, но и финансировал его. Название объединения, предположительно, предложил В. Я. Брюсов. Символика «голубой розы» в русской культуре перекликалась с образом «голубого цветка» Новалиса – воплощением мечты о недостижимом, а также ассоциировалась с «синей птицей» Мориса Метерлинка, символизирующей поиски счастья и смысла жизни. Выбор названия подчеркивал преемственность идей с группой «Алая роза».Выставка: художественное содержание и атмосфера
В экспозиции было представлено 58 произведений, среди которых:- «К весне» Н. П. Крымова,
- «Утро (Рождение)» П. В. Кузнецова,
- «Портрет Л. Н. Гауш», «Пастораль» Н. Д. Милиоти,
- «Маскарад» Н. Н. Сапунова,
- «У гранатового дерева» (из цикла «Сказки и сны») М. С. Сарьяна,
- скульптуры: «Сон», «Группа детей» А. Т. Матвеева.
Реакция критиков и полемика в прессе
Выставка вызвала противоречивые отклики. Одни видели в ней новое направление в искусстве, другие – непонятные и претенциозные эксперименты. Полемика развернулась между искусствоведами И. Э. Грабарем (журнал «Весы») и В. Д. Милиоти («Золотое руно»). Критик С. К. Маковский, оценивая выставку в журнале «Золотое руно», писал: «Голубая роза» – красивая выставка-часовня. Для очень немногих… Светло. Тихо. И картины – как молитвы… Когда входишь в этот маленький храм, оформленный с тонким художественным вкусом, ощущаешь, что “Голубая роза” – не только цветок из теплицы, но весенний цветок мистической любви. Так далеко – от суетности европейских сецессионов и от будуарной элегантности выставок Дягилева».Идеи и художественные ориентиры
Объединение не имело официального манифеста, однако демонстрировало стилистическое и идейное единство. Многие художники, участвовавшие в проекте, одновременно выставлялись на:- «Венок — Стефанос» (1907, Москва),
- «Венок» (1908, Санкт-Петербург),
- «Золотое руно» (1908, 1909, Москва),
- 4-й и 5-й выставках Союза русских художников (1906/1907, 1907/1908, Москва, Санкт-Петербург).
Дальнейшая судьба объединения
В 1925 году в Государственной Третьяковской галерее (Москва) прошла ретроспективная выставка «Мастера Голубой розы». Однако состав участников значительно отличался от первой выставки:- отсутствовали А. А. Арапов, П. П. Бромирский, В. П. Дриттенпрейс, И. А. Кнабе, В. Д. Милиоти, Н. П. Рябушинский, Н. Н. Сапунов;
- добавился Г. Б. Якулов.
Лотов нет
Лотов нет