Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
Фаланга
Ваши лоты и ставки в мобильном!
Фаланга
«Фаланга»: художественное объединение и его деятельность
Название «Фаланга» происходит от греческого слова, означающего «шеренгу» или «ряд», то есть боевое построение древнегреческих войск. В философии Шарля Фурье, французского социалиста-утописта, этот термин обозначал сообщество индивидуалистов, объединённых для совместной жизни и работы.Структура и членство
В объединении предполагалось три категории постоянных членов:- Художники с активными и постоянными правами, участвующие в управлении и отборе работ.
- Экспоненты, которые могли выставлять произведения, но не входили в состав жюри.
- Любители искусства и меценаты, поддерживающие общество.
Цели и выставочная деятельность
Основной задачей общества было предоставление художникам максимальной свободы самовыражения и возможности самостоятельно экспонировать свои произведения. Для реализации этой идеи организовывались кратковременные выставки (длились от 4 до 6 недель), которые делились на два формата:- Общие выставки, в которых могли участвовать все члены общества без отбора жюри.
- Коллективные выставки, где работы представляли группы из двух или трёх художников. В этом формате могли участвовать как действительные члены (утверждаемые ¾ голосов собрания), так и приглашённые гости.
Руководство объединением
Согласно уставу, руководство «Фаланги» включало:- 1-го президента (обязательно живописца),
- 2-го президента (скульптора),
- секретаря,
- казначея.
Выставки «Фаланги»
С 1901 по 1904 год общество организовало 15 выставок, из которых сохранились каталоги пяти.- 1-я выставка открылась 15 августа 1901 года. К её открытию В. В. Кандинский разработал литографированную афишу и участвовал с шестью небольшими картинами и портретом. По его воспоминаниям, «Фаланга» столкнулась с жёсткой конкуренцией со стороны Мюнхенского Сецессиона.
- 2-я выставка прошла в январе — марте 1902 года.
- 3-я выставка состоялась весной 1902 года.
- 4-я выставка во второй половине 1902 года была посвящена финскому символисту Аксели Галлен-Каллеле.
- 5-я и 6-я выставки (зима — весна 1903 года).
- 7-я выставка в мае 1903 года представляла Клода Моне (экспонировалось 16 его работ). Выставка вызвала широкий общественный резонанс и привлекла принца-регента Баварии Луитпольда.
- 8-я и 9-я выставки (вторая половина 1903 года). 9-я выставка была посвящена Альфреду Кубину.
- 10-я выставка в апреле 1904 года представляла неоимпрессионистов (Поль Синьяк, Феликс Валлотон, Тео ван Риссельберге).
- 11-я выставка (апрель — май 1904 года) демонстрировала современную немецкую гравюру.
- 12-я, 13-я и 14-я выставки прошли летом — осенью 1904 года.
- 15-я, последняя выставка, состоялась в декабре 1904 года в Дармштадте.
Школа «Фаланги»
Помимо выставок, в мюнхенском районе Швабинг Кандинский организовал Школу живописи и рисования «Фаланги», в которую принимались ученики любого возраста. Занятия проводились по академической системе, но с акцентом на пленэрную живопись. Учебная программа включала:- Рисование головы с натуры (утром),
- Работу с обнажённой моделью (днём и вечером при искусственном освещении),
- Еженедельные постановки натюрмортов,
- Корректуру рисунков преподавателями дважды в неделю.
Значение и наследие
Несмотря на свою короткую историю (1901–1904), «Фаланга» оказала значительное влияние на развитие европейского искусства. Она:- Способствовала продвижению модернистских течений, таких как символизм, неоимпрессионизм и ранний экспрессионизм.
- Организовала выставки международного уровня, познакомив немецкую публику с Клодом Моне, Полем Синьяком, Альфредом Кубином и другими мастерами.
- Содействовала развитию художественного образования через Школу «Фаланги».
- Сформировала круг будущих лидеров европейского авангарда, включая В. В. Кандинского, который позже стал одним из основателей абстракционизма.
Заключение
«Фаланга» просуществовала всего три года, но её деятельность повлияла на развитие современного искусства. Объединение не только оспаривало традиционные академические каноны, но и прокладывало новые пути в живописи, графике и декоративно-прикладном искусстве. В дальнейшем многие идеи «Фаланги» были развиты в «Синем всаднике» и других авангардных направлениях XX века.
Лотов нет
Лотов нет