Фаланга


«Фаланга»: художественное объединение и его деятельность

Название «Фаланга» происходит от греческого слова, означающего «шеренгу» или «ряд», то есть боевое построение древнегреческих войск. В философии Шарля Фурье, французского социалиста-утописта, этот термин обозначал сообщество индивидуалистов, объединённых для совместной жизни и работы.

Структура и членство

В объединении предполагалось три категории постоянных членов:
  1. Художники с активными и постоянными правами, участвующие в управлении и отборе работ.
  2. Экспоненты, которые могли выставлять произведения, но не входили в состав жюри.
  3. Любители искусства и меценаты, поддерживающие общество.
Членство в «Фаланге» требовало оплаты фиксированного годового взноса. Каждый участник имел право представить одну работу без отбора жюри, а остальные картины проходили предварительный отбор. Члены общества и приглашённые художники самостоятельно развешивали и размещали свои работы в выставочных залах.

Цели и выставочная деятельность

Основной задачей общества было предоставление художникам максимальной свободы самовыражения и возможности самостоятельно экспонировать свои произведения. Для реализации этой идеи организовывались кратковременные выставки (длились от 4 до 6 недель), которые делились на два формата:
  • Общие выставки, в которых могли участвовать все члены общества без отбора жюри.
  • Коллективные выставки, где работы представляли группы из двух или трёх художников. В этом формате могли участвовать как действительные члены (утверждаемые ¾ голосов собрания), так и приглашённые гости.
Работы не членов общества проходили отбор жюри, состоящим из присутствующих членов общества.

Руководство объединением

Согласно уставу, руководство «Фаланги» включало:
  • 1-го президента (обязательно живописца),
  • 2-го президента (скульптора),
  • секретаря,
  • казначея.
Первым президентом был избран Р. Нички, но в том же году его сменил В. В. Кандинский, а 2-м президентом стал В. Хеккель, секретарём — Г. Фрейтаг (Фрайтаг). Однако в апреле 1904 года Кандинский из-за загруженности передал полномочия 1-го президента Р. Трейману, а сам занял пост 2-го президента.

Выставки «Фаланги»

С 1901 по 1904 год общество организовало 15 выставок, из которых сохранились каталоги пяти.
  • 1-я выставка открылась 15 августа 1901 года. К её открытию В. В. Кандинский разработал литографированную афишу и участвовал с шестью небольшими картинами и портретом. По его воспоминаниям, «Фаланга» столкнулась с жёсткой конкуренцией со стороны Мюнхенского Сецессиона.
  • 2-я выставка прошла в январе — марте 1902 года.
  • 3-я выставка состоялась весной 1902 года.
  • 4-я выставка во второй половине 1902 года была посвящена финскому символисту Аксели Галлен-Каллеле.
  • 5-я и 6-я выставки (зима — весна 1903 года).
  • 7-я выставка в мае 1903 года представляла Клода Моне (экспонировалось 16 его работ). Выставка вызвала широкий общественный резонанс и привлекла принца-регента Баварии Луитпольда.
  • 8-я и 9-я выставки (вторая половина 1903 года). 9-я выставка была посвящена Альфреду Кубину.
  • 10-я выставка в апреле 1904 года представляла неоимпрессионистов (Поль Синьяк, Феликс Валлотон, Тео ван Риссельберге).
  • 11-я выставка (апрель — май 1904 года) демонстрировала современную немецкую гравюру.
  • 12-я, 13-я и 14-я выставки прошли летом — осенью 1904 года.
  • 15-я, последняя выставка, состоялась в декабре 1904 года в Дармштадте.

Школа «Фаланги»

Помимо выставок, в мюнхенском районе Швабинг Кандинский организовал Школу живописи и рисования «Фаланги», в которую принимались ученики любого возраста. Занятия проводились по академической системе, но с акцентом на пленэрную живопись. Учебная программа включала:
  • Рисование головы с натуры (утром),
  • Работу с обнажённой моделью (днём и вечером при искусственном освещении),
  • Еженедельные постановки натюрмортов,
  • Корректуру рисунков преподавателями дважды в неделю.
Нововведением, отличавшим школу от Академии художеств, стала активная летняя практика на пленэре. Однако школа столкнулась с финансовыми трудностями, и к концу 1902 года была закрыта. По воспоминаниям ученицы и соратницы Кандинского Габриэле Мюнтер, основная проблема заключалась не в нехватке учеников, а в недостаточном опыте преподавателей.

Значение и наследие

Несмотря на свою короткую историю (1901–1904), «Фаланга» оказала значительное влияние на развитие европейского искусства. Она:
  • Способствовала продвижению модернистских течений, таких как символизм, неоимпрессионизм и ранний экспрессионизм.
  • Организовала выставки международного уровня, познакомив немецкую публику с Клодом Моне, Полем Синьяком, Альфредом Кубином и другими мастерами.
  • Содействовала развитию художественного образования через Школу «Фаланги».
  • Сформировала круг будущих лидеров европейского авангарда, включая В. В. Кандинского, который позже стал одним из основателей абстракционизма.
При обществе существовала также теософская секция, что подчёркивает духовно-философские поиски его участников.

Заключение

«Фаланга» просуществовала всего три года, но её деятельность повлияла на развитие современного искусства. Объединение не только оспаривало традиционные академические каноны, но и прокладывало новые пути в живописи, графике и декоративно-прикладном искусстве. В дальнейшем многие идеи «Фаланги» были развиты в «Синем всаднике» и других авангардных направлениях XX века.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!