Цех живописцев


«Цех живописцев»: история, идеология и выставочная деятельность

«Цех живописцев» — художественное объединение, созданное по инициативе А. В. Шевченко и его учеников из московского Вхутемаса. Предпосылкой к его формированию стали выставка «Цветодинамос и тектонический примитивизм» (12-я Государственная выставка) и 1-я выставка станковых художников (1923), на которых экспонировались работы студентов Вхутемаса. Позднее эти выставки были включены в нумерацию «Цеха», и официальные выставки общества начали отсчет с третьей.

Организация и руководство

Устав общества был утвержден в 1928 году. В правление вошли:
  • А. В. Шевченко (председатель)
  • А. С. Голованов
  • Б. А. Голополосов
  • В. В. Каптерев
  • М. А. Целыковский
Художники провозгласили приоритет станкового искусства и свободу живописных исканий, дистанцируясь от идеологических догм и жестких стилевых рамок.

Выставочная деятельность

1-я (3-я) выставка
  • Дата: 19 декабря 1926 года
  • Место: Центральный Дом просвещения (Леонтьевский переулок)
  • Участники: 16 художников
  • Экспонаты: 135 произведений
2-я (4-я) выставка
  • Дата: 26 февраля 1928 года
  • Место: Дом ученых (улица Кропоткина)
  • Участники: 19 художников
  • Экспонаты: 243 произведения
После этой выставки часть основателей покинула общество — среди них Р. Н. Барто, Г. А. Башкиров, В. В. Каптерев, З. М. Сирвинт. 3-я (5-я) выставка
  • Дата: 30 марта 1930 года
  • Место: Актовый зал Московского государственного университета (Моховая улица)
  • Участники: 21 художник
  • Экспонаты: 215 произведений
Все выставки сопровождались выпуском каталогов, а произведения экспонировавшихся художников приобретались в коллекции Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изящных искусств.

Участие в передвижных выставках

Помимо собственных выставок, члены «Цеха» участвовали в трех передвижных выставках, организованных Главискусством Наркомпроса:
  1. 1929 — Москва
  2. 1930 — Города РСФСР (Нижний Новгород, Казань, Свердловск, Пермь, Уфа, Самара, Саратов, Пенза)
  3. 1931 — Города РСФСР и союзных республик (Свердловск, Магнитогорск, Омск, Новосибирск, Кузбасс, Семипалатинск, Алма-Ата, Ташкент, Самарканд, Ростов-на-Дону, Краснодар, Грозный, Новороссийск, совхоз «Гигант», Минск, Смоленск)

Творческая направленность и критика

Несмотря на попытки ряда художников отразить в своих работах революционную и советскую тематику, объединение подвергалось жесткой критике за увлечение живописной формой в ущерб социальной тематике. Так, на 4-й выставке «Цеха» были представлены:
  • «Каменщики» и «Восстание» (Б. А. Голополосов)
На 5-й выставке экспонировались:
  • «Портрет В. И. Ленина», «Траурный день», «Сражающиеся революционеры», «Бурильщики (Днепрострой)» (Б. А. Голополосов)
  • Офорты «Пионеры», «Грузчики» (Н. И. Витинг)
Однако пролеткультовская критика упрекала общество в «аполитичности», отрыве от современности и чрезмерном увлечении декоративностью». Критик В. М. Лобанов, анализируя вторую выставку общества, писал:
«Обе выставки показали, что художников “Цеха” объединяет не тематическая направленность, а стремление к живописной выразительности. Для них картина — это прежде всего работа с цветом, фактурой, тональностью. Их вдохновляет декоративность, живописный лиризм, но они жертвуют социальной насыщенностью своих произведений. Их интересует разработка колорита, а не сюжет. Они черпают вдохновение в прошлом, вместо того чтобы осмыслять современность».

Распад объединения (1930)

В 1930 году деятельность «Цеха живописцев» прекратилась. В 1931 году группа бывших членов объединения (З. В. Беликович, Н. И. Витинг, В. И. Кутузов, К. Ф. Морозов, К. М. Мухин, Ю. Г. Ряжский, Р. Л. Штейнбрехт) приняла участие в создании Объединения работников искусств (ОРИ).

Заключение

«Цех живописцев» представлял собой значительное явление в советском художественном процессе конца 1920-х годов. Объединение пыталось совместить живописные традиции с новыми реалиями, однако столкнулось с идеологическим давлением и требованиями пролетарского искусства. Несмотря на критику и распад, группа оставила заметный след в истории советского искусства, а ее участники продолжили работу в других художественных объединениях.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!