Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
Цех живописцев
Ваши лоты и ставки в мобильном!
Цех живописцев
«Цех живописцев»: история, идеология и выставочная деятельность
«Цех живописцев» — художественное объединение, созданное по инициативе А. В. Шевченко и его учеников из московского Вхутемаса. Предпосылкой к его формированию стали выставка «Цветодинамос и тектонический примитивизм» (12-я Государственная выставка) и 1-я выставка станковых художников (1923), на которых экспонировались работы студентов Вхутемаса. Позднее эти выставки были включены в нумерацию «Цеха», и официальные выставки общества начали отсчет с третьей.Организация и руководство
Устав общества был утвержден в 1928 году. В правление вошли:- А. В. Шевченко (председатель)
- А. С. Голованов
- Б. А. Голополосов
- В. В. Каптерев
- М. А. Целыковский
Выставочная деятельность
1-я (3-я) выставка- Дата: 19 декабря 1926 года
- Место: Центральный Дом просвещения (Леонтьевский переулок)
- Участники: 16 художников
- Экспонаты: 135 произведений
- Дата: 26 февраля 1928 года
- Место: Дом ученых (улица Кропоткина)
- Участники: 19 художников
- Экспонаты: 243 произведения
- Дата: 30 марта 1930 года
- Место: Актовый зал Московского государственного университета (Моховая улица)
- Участники: 21 художник
- Экспонаты: 215 произведений
Участие в передвижных выставках
Помимо собственных выставок, члены «Цеха» участвовали в трех передвижных выставках, организованных Главискусством Наркомпроса:- 1929 — Москва
- 1930 — Города РСФСР (Нижний Новгород, Казань, Свердловск, Пермь, Уфа, Самара, Саратов, Пенза)
- 1931 — Города РСФСР и союзных республик (Свердловск, Магнитогорск, Омск, Новосибирск, Кузбасс, Семипалатинск, Алма-Ата, Ташкент, Самарканд, Ростов-на-Дону, Краснодар, Грозный, Новороссийск, совхоз «Гигант», Минск, Смоленск)
Творческая направленность и критика
Несмотря на попытки ряда художников отразить в своих работах революционную и советскую тематику, объединение подвергалось жесткой критике за увлечение живописной формой в ущерб социальной тематике. Так, на 4-й выставке «Цеха» были представлены:- «Каменщики» и «Восстание» (Б. А. Голополосов)
- «Портрет В. И. Ленина», «Траурный день», «Сражающиеся революционеры», «Бурильщики (Днепрострой)» (Б. А. Голополосов)
- Офорты «Пионеры», «Грузчики» (Н. И. Витинг)
«Обе выставки показали, что художников “Цеха” объединяет не тематическая направленность, а стремление к живописной выразительности. Для них картина — это прежде всего работа с цветом, фактурой, тональностью. Их вдохновляет декоративность, живописный лиризм, но они жертвуют социальной насыщенностью своих произведений. Их интересует разработка колорита, а не сюжет. Они черпают вдохновение в прошлом, вместо того чтобы осмыслять современность».
Распад объединения (1930)
В 1930 году деятельность «Цеха живописцев» прекратилась. В 1931 году группа бывших членов объединения (З. В. Беликович, Н. И. Витинг, В. И. Кутузов, К. Ф. Морозов, К. М. Мухин, Ю. Г. Ряжский, Р. Л. Штейнбрехт) приняла участие в создании Объединения работников искусств (ОРИ).Заключение
«Цех живописцев» представлял собой значительное явление в советском художественном процессе конца 1920-х годов. Объединение пыталось совместить живописные традиции с новыми реалиями, однако столкнулось с идеологическим давлением и требованиями пролетарского искусства. Несмотря на критику и распад, группа оставила заметный след в истории советского искусства, а ее участники продолжили работу в других художественных объединениях.
Лотов нет
Лотов нет