Четыре искусства


Общество «Четыре искусства»: история, принципы, выставки и критика

Общество «Четыре искусства» было основано по инициативе бывших участников «Голубой розы» и «Мира искусства». Его участники провозглашали приоритет профессионального мастерства и эмоционального содержания произведений. Ключевыми направлениями деятельности стали исследование взаимодействия различных видов искусства, разработка градостроительных принципов, создание монументальной пропаганды и оформление общественных интерьеров.

Организация и цели

На первом собрании общества были избраны:
  • ПредседательП. В. Кузнецов
  • ЗаместительВ. А. Фаворский
  • СекретарьК. Н. Истомин
В 1928 году был принят устав, в котором указывалось, что Общество ставит своей задачей участие в социалистическом строительстве и развитии революционной культуры. Оно объединяло живописцев, скульпторов, архитекторов и графиков, ориентируясь на совершенствование художественного мастерства и распространение художественно-технических знаний. Общество не имело собственного помещения. Собрания проходили в мастерских художников и сопровождались встречами с писателями и музыкантами, а также литературными и музыкальными вечерами. Были разработаны:
  • Марка общества (по эскизу А. И. Кравченко)
  • Знамя (по эскизу Е. М. Бебутовой)

Выставки «Четырех искусств»

Первая выставка состоялась в апреле 1925 года в Государственном музее изящных искусств в Москве при поддержке ГАХН. В экспозиции приняли участие 28 художников, представив 215 произведений. Выставку открыл А. В. Луначарский, а по воскресеньям проходили выступления музыкальных ансамблей. Вторая выставка открылась в ноябре 1926 года в Государственном Историческом музее при поддержке Художественного отдела Главнауки. В ней участвовали 72 художника, экспонировалось 423 произведения. Критик И. Хвойник отмечал:
«У группы много выдающихся мастеров, сложившихся еще до революции. Особенно сильна графическая секция общества».
Однако он также указывал, что тематика выставки оторвана от современности:
«Большинство работ демонстрируют любование природой и натюрмортами… но не связаны с жизнью нового общества».
Критик Ф. Рогинская в газете «Правда» указывала:
«Это группа с высокой художественной культурой, но далекая от современности…»

Ответная декларация «Четырех искусств»

В ответ на критику Общество опубликовало декларацию, в которой подчеркивало свою художественную позицию:
«Художник показывает зрителю, прежде всего, качество своей работы. В русском искусстве мы считаем наиболее важным живописный реализм. Сюжет сам по себе не является содержанием, а служит лишь поводом для творческого воплощения художественной формы».

Последующие выставки и критика

  • Третья выставка открылась 3 марта 1928 года в Государственном Русском музее в Ленинграде, где были представлены 284 произведения 51 художника.
  • Четвертая (последняя) московская выставка прошла в мае 1929 года в залах Московского государственного университета на Моховой улице.
Выставки подвергались все более резкой критике. В журнале АХР «Искусство в массы» (1929) писали:
«Общество “Четыре искусства” — узкая цеховая организация, изолированная от общественного влияния… Художники все больше уходят в мистику и формальный эксперимент».
В 1930 году журнал «Искусство в массы» выступил с новой атакой, обвиняя Общество в «буржуазности, социальной пассивности и пристрастии к упадочным западным формам».

Самороспуск Общества

Под давлением критики в 1931 году Общество самоликвидировалось. Вскоре его бывшие члены, включая К. Н. Истомина, В. М. Мидлера, М. С. Родионова, В. Ф. Рындина, А. В. Фонвизина, Н. М. Чернышева, подали заявление о вступлении в АХР.

Заключение

Несмотря на короткий период существования, Общество «Четыре искусства» сыграло важную роль в развитии художественной культуры. Оно стремилось сохранить высокое мастерство и традиции русской живописи, но в условиях политических изменений оказалось в идеологическом конфликте с советской художественной политикой.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!