Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
Четыре искусства
Ваши лоты и ставки в мобильном!
Четыре искусства
Общество «Четыре искусства»: история, принципы, выставки и критика
Общество «Четыре искусства» было основано по инициативе бывших участников «Голубой розы» и «Мира искусства». Его участники провозглашали приоритет профессионального мастерства и эмоционального содержания произведений. Ключевыми направлениями деятельности стали исследование взаимодействия различных видов искусства, разработка градостроительных принципов, создание монументальной пропаганды и оформление общественных интерьеров.Организация и цели
На первом собрании общества были избраны:- Председатель — П. В. Кузнецов
- Заместитель — В. А. Фаворский
- Секретарь — К. Н. Истомин
- Марка общества (по эскизу А. И. Кравченко)
- Знамя (по эскизу Е. М. Бебутовой)
Выставки «Четырех искусств»
Первая выставка состоялась в апреле 1925 года в Государственном музее изящных искусств в Москве при поддержке ГАХН. В экспозиции приняли участие 28 художников, представив 215 произведений. Выставку открыл А. В. Луначарский, а по воскресеньям проходили выступления музыкальных ансамблей. Вторая выставка открылась в ноябре 1926 года в Государственном Историческом музее при поддержке Художественного отдела Главнауки. В ней участвовали 72 художника, экспонировалось 423 произведения. Критик И. Хвойник отмечал:«У группы много выдающихся мастеров, сложившихся еще до революции. Особенно сильна графическая секция общества».Однако он также указывал, что тематика выставки оторвана от современности:
«Большинство работ демонстрируют любование природой и натюрмортами… но не связаны с жизнью нового общества».Критик Ф. Рогинская в газете «Правда» указывала:
«Это группа с высокой художественной культурой, но далекая от современности…»
Ответная декларация «Четырех искусств»
В ответ на критику Общество опубликовало декларацию, в которой подчеркивало свою художественную позицию:«Художник показывает зрителю, прежде всего, качество своей работы. В русском искусстве мы считаем наиболее важным живописный реализм. Сюжет сам по себе не является содержанием, а служит лишь поводом для творческого воплощения художественной формы».
Последующие выставки и критика
- Третья выставка открылась 3 марта 1928 года в Государственном Русском музее в Ленинграде, где были представлены 284 произведения 51 художника.
- Четвертая (последняя) московская выставка прошла в мае 1929 года в залах Московского государственного университета на Моховой улице.
«Общество “Четыре искусства” — узкая цеховая организация, изолированная от общественного влияния… Художники все больше уходят в мистику и формальный эксперимент».В 1930 году журнал «Искусство в массы» выступил с новой атакой, обвиняя Общество в «буржуазности, социальной пассивности и пристрастии к упадочным западным формам».
Самороспуск Общества
Под давлением критики в 1931 году Общество самоликвидировалось. Вскоре его бывшие члены, включая К. Н. Истомина, В. М. Мидлера, М. С. Родионова, В. Ф. Рындина, А. В. Фонвизина, Н. М. Чернышева, подали заявление о вступлении в АХР.Заключение
Несмотря на короткий период существования, Общество «Четыре искусства» сыграло важную роль в развитии художественной культуры. Оно стремилось сохранить высокое мастерство и традиции русской живописи, но в условиях политических изменений оказалось в идеологическом конфликте с советской художественной политикой.
Лотов нет
Лотов нет