Бытие


Общество художников «Бытие»

«Бытие» — художественное объединение, созданное выпускниками мастерской П. П. Кончаловского во Вхутемасе. Среди его основателей: А. А. Лебедев-Шуйский, Н. П. Ражин, С. Г. Сахаров, П. П. Соколов-Скаля, Г. А. Сретенский, А. А. Талдыкин и другие.

Идеология и цели

Опираясь на опыт «Бубнового валета», группа стремилась возродить станковую картину, придав ей глубокое содержательное наполнение, посвященное современной тематике. Программные установки объединения оставались неизменными вплоть до 1929 года, что подтверждает манифест, опубликованный в каталоге 5-й выставки:
«Протест против крайностей левого искусства, пришедшего в лице конструктивизма к полному отрицанию станковой живописи и ее социального значения, стал связующим звеном между организаторами “Бытия”. Мы видим свою задачу в отказе от формального отношения к изображаемому, характерного для “Бубнового валета”, и в стремлении создать искусство, которое выразит современную эпоху, выйдя за пределы сугубо живописных задач…»

Выставки и развитие

Общество провело семь выставок:
  • 1-я (январь 1922, Музыкальная школа А. Шор, Мясницкая ул.)
  • 2-я (январь 1923, Политехнический музей)
  • 3-я (март 1925, Государственный Исторический музей)
  • 4-я (февраль 1926, ГИМ)
  • 5-я (февраль 1927)
  • 6-я (январь — февраль 1928, Рабочий дворец им. Авиахима)
  • 7-я (март — апрель 1929, Тверская, 4–6)
На 3-й выставке в состав объединения вошли новые выпускники Вхутеина и бывшие участники «Нового общества живописцев» (А. М. Глускин, М. С. Перуцкий, Н. Н. Попов, Г. Г. Ряжский). С этого же года общество перешло под руководство Главнауки и стало получать государственное финансирование. Перед 4-й выставкой к «Бытию» присоединились бывшие участники «Московских живописцев» во главе с А. В. Куприным, А. А. Осмёркиным, П. П. Кончаловским (избран почетным председателем). После 4-й выставки произошел раскол:
  • А. А. Осмёркин и группа молодых художников (Б. И. Борисов, В. И. Григорьев, Е. Н. Иванов, М. Д. Карнеев, В. М. Новожилов, Г. И. Рублёв, В. Н. Садков, С. М. Таратухин, М. А. Фейгин, Б. С. Шабль-Табулевич) покинули «Бытие» и основали новое объединение — «Крыло».

Кризис и критика

7-я выставка (1929) получила критические отзывы. В журнале «Искусство в массы» (№ 1–2, апрель — май 1929) писали:
«Выставка “Бытия” демонстрирует отмирание сезанизма. Художники заявляют о разрыве с “Бубновым валетом”, но фактически остаются его последователями… Внутри общества назревает кризис: одна часть участников стремится к социальной ангажированности искусства, другая — к формальному поиску…»
Дальнейшие события подтвердили этот прогноз: после 7-й выставки в «Бытии» произошел окончательный раскол.
  • Сторонники традиционной живописи перешли в АХР (С. А. Богданов, А. А. Колосов, В. Н. Рудаков, Г. А. Сретенский, А. С. Ставровский, И. С. Стеньшинский, Н. С. Стеньшинская)
  • Часть членов вступила в Общество московских художников (М. Н. Аветов, С. Н. Бухарев, В. В. Каптерев, Д. В. Мурашев, С. Г. Мухин, В. Р. Эйгес)
Оставшиеся участники объявили курс на «производственное искусство», усиление монументальной тематики и связи с клубной работой.

Завершение деятельности

В 1930 году объединение было реорганизовано в «Общество советских станковистов-оформителей» (ОССО), что фактически поставило точку в истории «Бытия» как художественного объединения.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!