Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
Бубновый валет
Ваши лоты и ставки в мобильном!
Бубновый валет
Бубновый валет
«Бубновый валет» — крупнейшее авангардное художественное объединение 1910-х годов, основой которого стало увлечение примитивизмом: лубком, городским изобразительным фольклором (плакатами, вывесками, росписями подносов).Основание и название
Объединение берет начало с одноименной выставки, состоявшейся в декабре 1910 — январе 1911 в салоне дома Левиссон на Большой Дмитровке. Инициаторами выступили Давид Бурлюк и Михаил Ларионов. Название придумал Ларионов:- Оно отсылало к лубочной эстетике.
- Имело провокационный характер: «бубновыми валетами» называли каторжников.
- Включало игру слов, намекая на французское толкование игральных карт, где бубновый валет символизировал мошенника или плута.
«Название нравилось большинству участников, потому что оно вызывало у московского мещанства, купечества и дворянства удивление, изумление, даже брезгливость».
Создание общества
В конце 1911 года участники выставки подали запрос на учреждение общества. Устав был утвержден 1 ноября 1911 года, а его целью стало «распространение современных понятий в изобразительном искусстве». Первый состав правления:- Председатель: Петр Кончаловский (позже его сменил Александр Куприн).
- Секретарь: Илья Машков.
- Казначей: Александр Куприн.
Выставочная деятельность
За свою деятельность «Бубновый валет» провел пять выставок. По уставу, участником мог стать любой художник, внесший взнос, что привело к разнообразию стилей и отсутствию единой художественной программы.Основные выставки:
- 23 января 1912 года — первая выставка в зале Экономического общества Московского военного округа.
- 8 000 посетителей,
- 20 проданных работ,
- признание среди московских коллекционеров.
- Февраль — март 1913 (Москва), апрель — май 1913 (Петербург).
- Февраль 1914 (Москва).
- Ноябрь — декабрь 1916 (Москва).
- Ноябрь — декабрь 1917 (Москва) — последняя выставка, после которой объединение прекратило существование.
Теоретическая основа
«Бубновый валет» не имел четкой идеологической программы, но участники были едины в своем стремлении развивать новые формы искусства. Они противопоставляли себя сразу нескольким направлениям:- Передвижникам,
- Союзу русских художников,
- «Миру искусства».
- Поль Сезанна,
- Западноевропейский авангард (кубизм, фовизм, экспрессионизм, абстракцию).
- Яркой пластической выразительностью,
- Деформацией форм,
- Ритмической динамикой,
- Повышенной экспрессией цвета.
Диспуты и публичные выступления
С 1912 по 1913 годы «Бубновый валет» организовывал диспуты в Политехническом музее, в которых участвовали художники, футуристы и литературные критики. Ключевые выступления:- 12 февраля 1912 года:
- Николай Кульбин («Новое свободное искусство как основа жизни»).
- Василий Кандинский («Эпоха великой духовности»).
- Давид Бурлюк («О кубизме и других направлениях»).
- Оппоненты: Максимилиан Волошин, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова.
- 1 февраля 1913 года:
- Диспут о покушении на картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван».
- 19 февраля 1914 года:
- После бурного конфликта Александр Моргунов был исключен из общества за оскорбление критика Якова Тугендхольда.
Распад объединения
С 1914 года «Бубновый валет» начал терять единство. В 1916 году его стали покидать ключевые художники:- Петр Кончаловский и Илья Машков ушли в «Мир искусства».
- В 1917 году за ними последовали Александр Куприн, Александр Лентулов, Александр Мильман, Василий Рождественский, Роберт Фальк.
- Давид Бурлюк,
- Василий Каменский,
- Казимир Малевич (с докладом «Заборная живопись»).
Наследие «Бубнового валета»
После роспуска объединения его участники продолжили активную творческую деятельность:- Они участвовали в выставках «Мира искусства» (1917–1918, 1921, 1922).
- В 1925 году бывшие члены «Бубнового валета» создали «Общество Московских художников».
- В 1927 году в Третьяковской галерее прошла ретроспективная выставка «Бубновый валет», где было представлено 72 произведения 8 ключевых мастеров:
- Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, Александр Куприн, Михаил Ларионов, Александр Лентулов, Илья Машков, Василий Рождественский, Роберт Фальк.
Современные ретроспективы
- 1990 год — монография Г. Г. Поспелова «Бубновый валет».
- 2004 год — выставка в Государственном Русском музее.
- 2005 год — выставка в Государственной Третьяковской галерее.
Лотов нет
Лотов нет