Бубновый валет


Бубновый валет

«Бубновый валет» — крупнейшее авангардное художественное объединение 1910-х годов, основой которого стало увлечение примитивизмом: лубком, городским изобразительным фольклором (плакатами, вывесками, росписями подносов).

Основание и название

Объединение берет начало с одноименной выставки, состоявшейся в декабре 1910 — январе 1911 в салоне дома Левиссон на Большой Дмитровке. Инициаторами выступили Давид Бурлюк и Михаил Ларионов. Название придумал Ларионов:
  • Оно отсылало к лубочной эстетике.
  • Имело провокационный характер: «бубновыми валетами» называли каторжников.
  • Включало игру слов, намекая на французское толкование игральных карт, где бубновый валет символизировал мошенника или плута.
Как вспоминал Илья Машков,
«Название нравилось большинству участников, потому что оно вызывало у московского мещанства, купечества и дворянства удивление, изумление, даже брезгливость».

Создание общества

В конце 1911 года участники выставки подали запрос на учреждение общества. Устав был утвержден 1 ноября 1911 года, а его целью стало «распространение современных понятий в изобразительном искусстве». Первый состав правления:
  • Председатель: Петр Кончаловский (позже его сменил Александр Куприн).
  • Секретарь: Илья Машков.
  • Казначей: Александр Куприн.
В разные годы в руководство входили: Василий Рождественский, Александр Лентулов, Роберт Фальк, Михаил Родионов. Общество насчитывало 20 действительных членов и 50 экспонентов. Почетными членами были избраны Сергей Щукин и Василий Суриков. Отдельно сформировалась группа Михаила Ларионова (включая Наталью Гончарову, Владимира Барта, Николая Роговина, Ивана Скуйе), которая не вошла в состав «Бубнового валета», а организовала собственную выставку «Ослиный хвост».

Выставочная деятельность

За свою деятельность «Бубновый валет» провел пять выставок. По уставу, участником мог стать любой художник, внесший взнос, что привело к разнообразию стилей и отсутствию единой художественной программы.

Основные выставки:

  1. 23 января 1912 года — первая выставка в зале Экономического общества Московского военного округа.
    • 8 000 посетителей,
    • 20 проданных работ,
    • признание среди московских коллекционеров.
  2. Февраль — март 1913 (Москва), апрель — май 1913 (Петербург).
  3. Февраль 1914 (Москва).
  4. Ноябрь — декабрь 1916 (Москва).
  5. Ноябрь — декабрь 1917 (Москва) — последняя выставка, после которой объединение прекратило существование.
Все выставки сопровождались изданием каталогов.

Теоретическая основа

«Бубновый валет» не имел четкой идеологической программы, но участники были едины в своем стремлении развивать новые формы искусства. Они противопоставляли себя сразу нескольким направлениям:
  • Передвижникам,
  • Союзу русских художников,
  • «Миру искусства».
В своей живописи бубнововалетцы опирались на:
  • Поль Сезанна,
  • Западноевропейский авангард (кубизм, фовизм, экспрессионизм, абстракцию).
Их творчество отличалось:
  • Яркой пластической выразительностью,
  • Деформацией форм,
  • Ритмической динамикой,
  • Повышенной экспрессией цвета.
В 1913 году общество выпустило сборник «К вопросу о современном состоянии русской живописи».

Диспуты и публичные выступления

С 1912 по 1913 годы «Бубновый валет» организовывал диспуты в Политехническом музее, в которых участвовали художники, футуристы и литературные критики. Ключевые выступления:
  • 12 февраля 1912 года:
    • Николай Кульбин («Новое свободное искусство как основа жизни»).
    • Василий Кандинский («Эпоха великой духовности»).
    • Давид Бурлюк («О кубизме и других направлениях»).
    • Оппоненты: Максимилиан Волошин, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова.
  • 1 февраля 1913 года:
    • Диспут о покушении на картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван».
  • 19 февраля 1914 года:
    • После бурного конфликта Александр Моргунов был исключен из общества за оскорбление критика Якова Тугендхольда.

Распад объединения

С 1914 года «Бубновый валет» начал терять единство. В 1916 году его стали покидать ключевые художники:
  • Петр Кончаловский и Илья Машков ушли в «Мир искусства».
  • В 1917 году за ними последовали Александр Куприн, Александр Лентулов, Александр Мильман, Василий Рождественский, Роберт Фальк.
На собрании 14 октября 1917 года председателем был избран Казимир Малевич, но уже 18 октября его сторонники (группа Владимира Татлина) также вышли из общества, требуя смены его названия. Последняя выставка (ноябрь — декабрь 1917 года) прошла без участия основателей. 3 декабря 1917 года на ее закрытии выступили:
  • Давид Бурлюк,
  • Василий Каменский,
  • Казимир Малевич (с докладом «Заборная живопись»).

Наследие «Бубнового валета»

После роспуска объединения его участники продолжили активную творческую деятельность:
  • Они участвовали в выставках «Мира искусства» (1917–1918, 1921, 1922).
  • В 1925 году бывшие члены «Бубнового валета» создали «Общество Московских художников».
  • В 1927 году в Третьяковской галерее прошла ретроспективная выставка «Бубновый валет», где было представлено 72 произведения 8 ключевых мастеров:
    • Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, Александр Куприн, Михаил Ларионов, Александр Лентулов, Илья Машков, Василий Рождественский, Роберт Фальк.

Современные ретроспективы

  • 1990 год — монография Г. Г. Поспелова «Бубновый валет».
  • 2004 год — выставка в Государственном Русском музее.
  • 2005 год — выставка в Государственной Третьяковской галерее.
«Бубновый валет» стал важной вехой в истории русского авангарда, оказав значительное влияние на последующие поколения художников.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!