Ассоциация новых архитекторов


Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА): история, проекты, влияние

Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА) – объединение художников-рационалистов, основанное преподавателями и студентами Вхутемаса. Основной концепцией движения стало создание архитектуры через синтез пластических искусств, что находилось под влиянием экспериментов К. С. Малевича и В. Е. Татлина с объемно-пространственными композициями.

Создание и руководство АСНОВА

Официально устав АСНОВА был зарегистрирован 13 июля 1923 года, и его деятельность распространялась исключительно на Москву. Руководство обществом в разные годы осуществляли:
  • А. Ф. Лолейт (1923)
  • Н. А. Ладовский (1923–1928)
  • М. П. Коржев (1928–1930)
В декларации «Социальные функции пролетарской архитектуры» была обозначена ключевая задача общества — создание синтетических бригад, включавших живописцев и скульпторов, что позволяло реализовывать новые идеи в архитектуре.

Концепция художественной выразительности архитектуры

Н. В. Докучаев сформулировал принципы художественной выразительности архитектурных форм, включавшие:
  1. Ясность и легкость восприятия формы
  2. Единство и гармония элементов
  3. Напряженность как организующая сила воздействия
  4. Динамика архитектурного образа
Эти принципы стали основой для проектов АСНОВА и их участия в архитектурных конкурсах.

Знаковые проекты и конкурсы АСНОВА

Архитектурные бригады АСНОВА активно участвовали в градостроительных конкурсах и разрабатывали масштабные проекты:
  • Жилой квартал на Шаболовке (1927, арх. Б. Н. Блохин, Н. Н. Травин)
  • «Городок художников» на Верхней Масловке (конец 1920-х, арх. Ю. Н. Герасимов, В. Ф. Кринский, Л. М. Лисенко, А. М. Рухлядев)
  • Проект небоскреба на Лубянской площади (1923, арх. В. Ф. Кринский)
  • «Город Будущего» (1928, арх. Г. Т. Крутиков)
  • Дом промышленности в Москве (1929–1930, арх. М. П. Коржев, Эль Лисицкий, М. И. Прохорова, Л. С. Залесская; 2-я премия)
  • Школа в Кремле (1929–1930, арх. В. С. Балихин, В. А. Петров, М. А. Туркус, М. И. Прохорова)
  • Академия наук в Минске (1929–1930, арх. М. П. Коржев, М. И. Прохорова, Л. С. Залесская)
  • Дворец культуры Пролетарского района Москвы (1930, арх. Н. А. Быкова, М. П. Коржев, Ю. К. Спасский, М. А. Туркус)
  • Театр массового действа в Харькове (1931)
  • Большой синтетический театр в Свердловске (1931)
Кроме того, АСНОВА инициировала разработку колористических решений для улиц Москвы, включая проект цветового оформления Мясницкой улицы.

Международные связи и печатная деятельность

Благодаря Эль Лисицкому, к сотрудничеству с АСНОВА были привлечены прогрессивные европейские архитекторы, среди которых Ле Корбюзье, А. Бене, М. Штам, Э. Роот. АСНОВА предпринимала попытки создания собственного журнала, и в 1926 году вышел первый номер «Известия АСНОВА», редактируемый Н. А. Ладовским и Эль Лисицким. В нем были опубликованы ключевые теоретические статьи, однако дальнейший выпуск журнала не состоялся. В 1927 году было подготовлено издание «Архитектура Вхутемаса». Члены АСНОВА активно публиковались в архитектурных журналах «Строительство Москвы», «Красная Нива» и других, ведя полемику с объединением конструктивистов ОСА (Объединение современных архитекторов).

Кризис и прекращение деятельности

В 1928 году лидер движения Н. А. Ладовский покинул Ассоциация новых архитекторов и основал Объединение архитекторов-урбанистов (АРУ). В 1930 году АСНОВА вошла в состав Московского отделения Всесоюзного архитектурного научного общества в качестве одного из секторов. В 1931 году вышла программная статья «Программно-идеологическая установка сектора АСНОВА», где были обозначены ключевые принципы пролетарской архитектуры:
  • Синтез экономических, технических, пластических и идеологических факторов
  • Единство архитектурной формы и технической конструкции
  • Гармония архитектуры и природной среды
  • Создание социалистических городов с цельными ансамблями
Однако в начале 1930-х годов объединение столкнулось с жесткой критикой за «буржуазные взгляды» и утопичность проектов. В журнале «Искусство в массы» критик П. Осипов писал:
«АСНОВА… скатывается к отрицанию современных задач строительства. Их формальный подход не соответствует социально-экономическим требованиям».
В 1932 году, после выхода постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», деятельность АСНОВА была прекращена.

Вывод

АСНОВА оказала значительное влияние на развитие советской архитектуры, предлагая новые принципы объемно-пространственного проектирования. Несмотря на критику и официальное закрытие, ее идеи нашли отражение в работах последующих поколений советских и международных архитекторов.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!