Ассоциация художников революционной России


Ассоциация художников революционной России (АХРР)

Ассоциация художников революционной России АХРР — крупнейшее художественное объединение 1920-х — начала 1930-х годов, получившее государственную поддержку. Основана в мае 1922 года по инициативе членов Товарищества передвижников, Союза русских художников и Общества художников московской школы. Среди основателей были П. А. Радимов, С. В. Малютин, А. В. Григорьев, Е. А. Кацман, П. Ю. Киселис.

Создание и идеология

Толчком к формированию АХРР стал диспут о реализме в искусстве (1 марта 1922) перед открытием 47-й выставки передвижников. Вскоре возникла Ассоциация художников, изучающих революционный быт (АХИРБ), получившая поддержку Главполитпросвета и Н. К. Крупской. В конце мая 1922 года было утверждено окончательное название — «Ассоциация художников революционной России», принят устав и сформирован президиум:
  • П. А. Радимов (председатель)
  • А. В. Григорьев (товарищ председателя)
  • Е. А. Кацман (секретарь)
В декларации АХРР подчеркивалась цель объединения:
«Наш долг перед человечеством — художественно-документально запечатлеть революционный порыв современности. Мы изобразим Красную Армию, быт рабочих и крестьян, героев труда и революции. Мы отвергаем абстрактные измышления и создаем подлинную картину событий. Искусство должно запечатлеть героический момент в форме монументального реализма».

Рост объединения и региональные отделения

К лету 1923 года в Ассоциации состояло около 300 художников. В последующие годы создавались областные и республиканские филиалы по всей стране. К 1 мая 1926 их насчитывалось 34, включая отделения в Петрограде, Казани, Самаре, Саратове, Новосибирске, Владивостоке, Ташкенте, Баку, Тифлисе, Эривани и других городах. АХРР постоянно пополнялась за счет художников других объединений:
  • 1924 — вливание членов «Нового общества живописцев» (НОЖ)
  • 1926 — присоединение группы из «Московских живописцев»
  • 1929 — переход художников из «Бытия»
  • 1931 — объединение с мастерами из «Четырех искусств»
В 1925 по инициативе студентов московских и ленинградских художественных вузов возникло «Объединение молодежи АХРР» (ОМАХРР), а в 1927 — «Объединение художников-самоучек» (ОХС). Эти организации получили автономный статус внутри Ассоциации.

Выставочная деятельность

АХРР провела 11 крупных московских выставок (1922–1929), посвященных различным аспектам революционной жизни:
  • «Жизнь и быт Красной Армии» (1922)
  • «Жизнь и быт рабочих» (1922)
  • «Красная Армия» (1923)
  • «Революция, быт и труд» (1924–1925)
  • «Жизнь и быт народов СССР» (1926)
  • «Искусство в массы» (1929)
Выставки привлекали тысячи посетителей. Например, пятую экспозицию (1925) посетило 100 000 человек. Среди значимых произведений, впервые представленных АХРР:
  • «Большевик» (1923) — Б. М. Кустодиев
  • «Портрет Д. А. Фурманова» (1923) — С. В. Малютин
  • «Тачанка» (1924) — М. Б. Греков
  • «Парад Красной Армии» (1923) — К. Ф. Юон
  • «Председательница» (1929) — Г. Г. Ряжский
Помимо московских выставок, АХРР организовала 70 региональных экспозиций и представляла работы на международных площадках:
  • XVI Венецианская биеннале (1928)
  • Художественно-кустарная выставка СССР (США, 1929)
  • Выставка в Кельне (1929)
Выставки поддерживались Реввоенсоветом, Советом Народных Комиссаров, ВЦСПС. На открытии 10-й выставки (1928) присутствовали И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов.

Образовательная и издательская деятельность

В 1925 при АХРР организованы Центральные художественные курсы (руководитель И. И. Машков), где преподавали Б. В. Иогансон, П. П. Соколов-Скаля, П. Ю. Киселис. В 1924 создано издательство АХРР, выпускавшее каталоги, открытки, альбомы, репродукции. Издавались журналы:
  • «Искусство в массы» (1929–1930)
  • «За пролетарское искусство» (с 1931)

Кризис и роспуск

Несмотря на государственную поддержку, внутри АХРР существовали разногласия. Часть художников вышла из объединения и организовала Общество художников-реалистов (ОХР) в 1927 году. В 1929 году была проведена «чистка», после чего Ассоциацию покинули А. В. Григорьев и его сторонники, образовавшие Союз советских художников. АХРР инициировала создание Федерации объединений советских художников (ФОСХ) в 1930 году . В начале 1931 года Ассоциация преобразована в Российскую ассоциацию пролетарских художников (РАПХ). АХРР была распущена в 1932 году в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».

Заключение

АХРР сыграла ключевую роль в формировании социалистического реализма и становлении официального советского искусства. Объединение стало главной площадкой для художников, стремившихся запечатлеть революционные изменения в жизни страны. Многие члены Ассоциации впоследствии вошли в Союз художников СССР и продолжили формирование искусства социалистического реализма.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!