Артель древней живописи


Артель древней живописи: история, творчество и развитие

Артель древней живописи была основана палехскими художниками во главе с И. М. Бакановым, А. А. Глазуновым, И. И. Голиковым, А. И. и И. И. Зубковыми, А. В. и В. В. Котухиными, И. В. Маркичевым. Идейным вдохновителем выступил искусствовед А. В. Бакушинский. Толчком к созданию Артели стал успех палехской лаковой миниатюры на:
  • 1-й Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве (март 1923)
  • XIV Международной выставке искусств в Венеции (лето 1924), где палехские работы были удостоены дипломов 1-й и 2-й степеней

Создание и руководство Артели

  • 5 декабря 1924 года прошло организационное собрание
  • 8 января 1925 года был утвержден устав
  • Председатели правления Артели:
    • А. В. Котухин (1924–1926)
    • И. В. Маркичев (1926–1929)
    • А. И. Зубков (1929–1934)
  • В 1929 году в Артели состояло 23 мастера, в 1932 году — уже 48 членов, 20 кандидатов и 48 учеников

Производство и художественный стиль

Мастера Артели создавали лаковые миниатюры на изделиях из папье-маше (ларцы, шкатулки, табакерки, пудреницы), а с 1929 года начали работать с фарфором, керамикой и игрушками. Первоначально заготовки закупались в Федоскинской артели, но вскоре было налажено собственное производство.

Тематика работ

Стиль росписи основывался на древнерусской иконописи, однако тематика соответствовала советской эпохе:
  • Революция и Красная Армия:
    • «Красноармеец-отпускник в деревне», «Битва красных с белыми» (И. И. Голиков)
  • Коллективизация и сельское хозяйство:
    • «Реконструкция сельского хозяйства» (И. М. Баканов)
    • «Первый трактор в деревне», «Митинг в деревне», «Долой идиотизм старой деревенской жизни» (И. И. Зубков)
  • Советский быт и культура:
    • «Гулянка в деревне», «Юные натуралисты» (Н. М. Зиновьев)
  • Сказочные мотивы оставались важной частью творчества мастеров

Выставки и международное признание

Работы Артели активно экспортировались и приобретались Госторгом СССР, «Москустом» и Внешторгом СССР. Ключевые выставки:
  • 1925 — участие в Лейпцигской ярмарке и Международной выставке декоративных искусств в Париже, где Артель получила гран-при и дипломы 1-й степени
  • 1927 — участие в 3-й международной Монца-Миланской выставке декоративного искусства, а также в выставках в США и Германии
  • 1926–1929собственные выставки в Нижнем Новгороде, Иванове, Шуе, Москве и Ленинграде
  • 1930 — крупная выставка палехской миниатюры в Государственном Русском музее (Ленинград), где участвовало 13 художников
  • 1932выставка в Москве в залах объединения «Всекохудожник», представлено 33 мастера
Обе последние выставки сопровождались изданием каталогов.

Поддержка и развитие Артели

Деятельность палешан привлекала внимание известных деятелей искусства и культуры, таких как А. М. Горький, А. В. Луначарский, В. Д. Бонч-Бруевич, Н. И. Подвойский. С 1927 года по решению Совнаркома Артель получила финансирование для развития ученичества. Было создано специальное положение о коллективе мастеров, в разработке которого участвовал Ф. Ю. Жоховицкий — знаток кустарных промыслов. В 1931 году при Артели открылась профшкола, где обучали будущих мастеров традиционному палехскому искусству.

Преобразование в «Товарищество художников Палеха»

В марте 1935 года Артель была преобразована в «Товарищество художников Палеха» и передана в ведение объединения «Всекохудожник», которое стало курировать художественную и хозяйственную деятельность организации.

Заключение

Артель древней живописи сыграла ключевую роль в сохранении и развитии палехской лаковой миниатюры, сочетая традиционные приемы иконописи с современными сюжетами. Получив международное признание, она стала одним из ведущих художественных объединений СССР, способствовав популяризации русских народных промыслов на мировом уровне.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!