Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
Артель древней живописи
Ваши лоты и ставки в мобильном!
Артель древней живописи
Артель древней живописи: история, творчество и развитие
Артель древней живописи была основана палехскими художниками во главе с И. М. Бакановым, А. А. Глазуновым, И. И. Голиковым, А. И. и И. И. Зубковыми, А. В. и В. В. Котухиными, И. В. Маркичевым. Идейным вдохновителем выступил искусствовед А. В. Бакушинский. Толчком к созданию Артели стал успех палехской лаковой миниатюры на:- 1-й Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве (март 1923)
- XIV Международной выставке искусств в Венеции (лето 1924), где палехские работы были удостоены дипломов 1-й и 2-й степеней
Создание и руководство Артели
- 5 декабря 1924 года прошло организационное собрание
- 8 января 1925 года был утвержден устав
- Председатели правления Артели:
- А. В. Котухин (1924–1926)
- И. В. Маркичев (1926–1929)
- А. И. Зубков (1929–1934)
- В 1929 году в Артели состояло 23 мастера, в 1932 году — уже 48 членов, 20 кандидатов и 48 учеников
Производство и художественный стиль
Мастера Артели создавали лаковые миниатюры на изделиях из папье-маше (ларцы, шкатулки, табакерки, пудреницы), а с 1929 года начали работать с фарфором, керамикой и игрушками. Первоначально заготовки закупались в Федоскинской артели, но вскоре было налажено собственное производство.Тематика работ
Стиль росписи основывался на древнерусской иконописи, однако тематика соответствовала советской эпохе:- Революция и Красная Армия:
- «Красноармеец-отпускник в деревне», «Битва красных с белыми» (И. И. Голиков)
- Коллективизация и сельское хозяйство:
- «Реконструкция сельского хозяйства» (И. М. Баканов)
- «Первый трактор в деревне», «Митинг в деревне», «Долой идиотизм старой деревенской жизни» (И. И. Зубков)
- Советский быт и культура:
- «Гулянка в деревне», «Юные натуралисты» (Н. М. Зиновьев)
- Сказочные мотивы оставались важной частью творчества мастеров
Выставки и международное признание
Работы Артели активно экспортировались и приобретались Госторгом СССР, «Москустом» и Внешторгом СССР. Ключевые выставки:- 1925 — участие в Лейпцигской ярмарке и Международной выставке декоративных искусств в Париже, где Артель получила гран-при и дипломы 1-й степени
- 1927 — участие в 3-й международной Монца-Миланской выставке декоративного искусства, а также в выставках в США и Германии
- 1926–1929 — собственные выставки в Нижнем Новгороде, Иванове, Шуе, Москве и Ленинграде
- 1930 — крупная выставка палехской миниатюры в Государственном Русском музее (Ленинград), где участвовало 13 художников
- 1932 — выставка в Москве в залах объединения «Всекохудожник», представлено 33 мастера
Поддержка и развитие Артели
Деятельность палешан привлекала внимание известных деятелей искусства и культуры, таких как А. М. Горький, А. В. Луначарский, В. Д. Бонч-Бруевич, Н. И. Подвойский. С 1927 года по решению Совнаркома Артель получила финансирование для развития ученичества. Было создано специальное положение о коллективе мастеров, в разработке которого участвовал Ф. Ю. Жоховицкий — знаток кустарных промыслов. В 1931 году при Артели открылась профшкола, где обучали будущих мастеров традиционному палехскому искусству.Преобразование в «Товарищество художников Палеха»
В марте 1935 года Артель была преобразована в «Товарищество художников Палеха» и передана в ведение объединения «Всекохудожник», которое стало курировать художественную и хозяйственную деятельность организации.Заключение
Артель древней живописи сыграла ключевую роль в сохранении и развитии палехской лаковой миниатюры, сочетая традиционные приемы иконописи с современными сюжетами. Получив международное признание, она стала одним из ведущих художественных объединений СССР, способствовав популяризации русских народных промыслов на мировом уровне.
Лотов нет
Лотов нет