Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
Амаравелла
Ваши лоты и ставки в мобильном!
Амаравелла
Амаравелла
«Амаравелла» — это объединение художников, вдохновленных идеями космической философии и концепцией единого мироздания. Первоначально группа носила название «Квадрига», но в 1927 году по предложению Н. К. Рериха была переименована в «Амаравеллу» (в переводе с санскрита — «берег бессмертия» или «ростки бессмертия»). Творчество участников формировалось под влиянием К. Э. Циолковского, Е. П. Блаватской, В. Э. Борисова-Мусатова, М. А. Врубеля, Н. К. Чюрлёниса и Н. К. Рериха. Они стремились к соединению искусства с духовными поисками, интуитивному познанию и созданию образов, отражающих единство человека с космосом.Выставки и идеология
Первая выставка «Амаравеллы» состоялась в 1923 году в Москве, но не получила широкой огласки. Однако ситуация изменилась в 1926 году, когда художники встретились с Н. К. Рерихом. Его поддержка позволила группе выйти на международную арену и организовать выставки:- 1927 — в Нью-Йорке (Corona Mundi — «Венец мира»).
- 1928 — в Чикаго.
Несмотря на философскую значимость, в 1929 году деятельность группы начала угасать. Последнее выступление «Амаравеллы» прошло на 6-й выставке общества «Жизнь — творчество» в Москве, где были представлены только графические работы.
- Искусство говорит само за себя — его нельзя объяснить словами, но можно почувствовать.
- Обучить этому невозможно, потому что восприятие идет через внутреннее переживание.
- Сила произведения зависит от глубины личности художника и значимости его духовного источника.
- Интуитивное искусство должно раскрывать различные аспекты космоса — через образы людей, пейзажи и абстрактные формы.
- Техника вторична по сравнению с идеей; художник не ограничивается традиционными методами.
- Зритель должен воспринимать картины сердцем, а не только анализировать их формально.
Судьба участников
В 1930–1940-х годах судьба художников сложилась трагически. Репрессии и ссылки разрушили коллектив:- В. Н. Пшесецкая — арестована в 1930 году, ее творческое наследие практически уничтожено.
- А. П. Сардан — выслан в ссылку в начале 1930-х годов.
- Б. А. Смирнов-Русецкий — арестован в 1941 году.
- С. И. Шиголев — репрессирован в 1942 году.
- В. Т. Черноволенко — работал на горнорудном комбинате «Сихали» на Дальнем Востоке, затем в Якутии. После войны трудился на заводах Москвы.
- П. П. Фатеев — посвятил себя техническому оформлению, создавал макеты и пособия для музеев и учебных заведений. До 1960-х годов не участвовал в выставочной деятельности.
Наследие и признание
Несмотря на годы забвения, интерес к «Амаравелле» возродился. В 2010 году в Сантандере (Испания) прошла выставка «Космос русского авангарда» (El Cosmos de la vanguardia Rusa). Именно там творчество группы было представлено наиболее полно. В каталоге экспозиции «Амаравелле» посвящена отдельная статья А. ди Руокко. Сегодня группа «Амаравелла» рассматривается как важное звено в развитии русского космического искусства. Она объединила авангард, философию и эзотерику, оставив след в истории художественной мысли.
Лотов нет
Лотов нет