Амаравелла


Амаравелла

«Амаравелла» — это объединение художников, вдохновленных идеями космической философии и концепцией единого мироздания. Первоначально группа носила название «Квадрига», но в 1927 году по предложению Н. К. Рериха была переименована в «Амаравеллу» (в переводе с санскрита — «берег бессмертия» или «ростки бессмертия»). Творчество участников формировалось под влиянием К. Э. Циолковского, Е. П. Блаватской, В. Э. Борисова-Мусатова, М. А. Врубеля, Н. К. Чюрлёниса и Н. К. Рериха. Они стремились к соединению искусства с духовными поисками, интуитивному познанию и созданию образов, отражающих единство человека с космосом.

Выставки и идеология

Первая выставка «Амаравеллы» состоялась в 1923 году в Москве, но не получила широкой огласки. Однако ситуация изменилась в 1926 году, когда художники встретились с Н. К. Рерихом. Его поддержка позволила группе выйти на международную арену и организовать выставки:
  • 1927 — в Нью-Йорке (Corona Mundi — «Венец мира»).
  • 1928 — в Чикаго.
В каталоге нью-йоркской выставки художники опубликовали свой манифест, в котором изложили основные принципы творчества:
  1. Искусство говорит само за себя — его нельзя объяснить словами, но можно почувствовать.
  2. Обучить этому невозможно, потому что восприятие идет через внутреннее переживание.
  3. Сила произведения зависит от глубины личности художника и значимости его духовного источника.
  4. Интуитивное искусство должно раскрывать различные аспекты космоса — через образы людей, пейзажи и абстрактные формы.
  5. Техника вторична по сравнению с идеей; художник не ограничивается традиционными методами.
  6. Зритель должен воспринимать картины сердцем, а не только анализировать их формально.
Несмотря на философскую значимость, в 1929 году деятельность группы начала угасать. Последнее выступление «Амаравеллы» прошло на 6-й выставке общества «Жизнь — творчество» в Москве, где были представлены только графические работы.

Судьба участников

В 1930–1940-х годах судьба художников сложилась трагически. Репрессии и ссылки разрушили коллектив:
  • В. Н. Пшесецкая — арестована в 1930 году, ее творческое наследие практически уничтожено.
  • А. П. Сардан — выслан в ссылку в начале 1930-х годов.
  • Б. А. Смирнов-Русецкийарестован в 1941 году.
  • С. И. Шиголеврепрессирован в 1942 году.
  • В. Т. Черноволенко — работал на горнорудном комбинате «Сихали» на Дальнем Востоке, затем в Якутии. После войны трудился на заводах Москвы.
  • П. П. Фатеев — посвятил себя техническому оформлению, создавал макеты и пособия для музеев и учебных заведений. До 1960-х годов не участвовал в выставочной деятельности.

Наследие и признание

Несмотря на годы забвения, интерес к «Амаравелле» возродился. В 2010 году в Сантандере (Испания) прошла выставка «Космос русского авангарда» (El Cosmos de la vanguardia Rusa). Именно там творчество группы было представлено наиболее полно. В каталоге экспозиции «Амаравелле» посвящена отдельная статья А. ди Руокко. Сегодня группа «Амаравелла» рассматривается как важное звено в развитии русского космического искусства. Она объединила авангард, философию и эзотерику, оставив след в истории художественной мысли.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!