Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
Алая роза
Ваши лоты и ставки в мобильном!
Алая роза
Алая роза: истоки русского символизма
Алая роза — объединение молодых московских и саратовских художников, стоявших у истоков символизма в русском искусстве. Название группа получила по первой выставке, прошедшей в мае — июне 1904 года в Колонном зале Дворянского собрания Саратова.Организаторы и концепция
Инициаторами выставки стали П. В. Кузнецов и П. С. Уткин, на тот момент учащиеся Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). В экспозицию вошли 109 работ, из которых 31 картина принадлежала Кузнецову, а 34 — Уткину. Помимо живописи, были представлены керамические изделия из мастерской «Абрамцево» С. И. Мамонтова. Выставка сопровождалась каталогом, оформленным С. Ю. Судейкиным.Символика названия
Название «Алая роза» выбрано не случайно: в культуре символизма цветок олицетворяет надежду, юность и любовь. Кроме того, «Алая роза» — это название романтической драмы, написанной С. И. Мамонтовым, который оказал значительное влияние на развитие русской художественной сцены.Особенности экспозиции и критическая реакция
Несмотря на стремление объединить творческие силы художников, выставка не отличалась стилистическим единством, что объяснялось отсутствием единой художественной программы. Однако было очевидно влияние старшего поколения символистов, что выразилось в экспонировании работ М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова. Пресса встретила выставку с резкой критикой. Один из рецензентов так описывал впечатления зрителей:«Среди розоватых, синих и зеленых грубых мазков виднеются какие-то намёки на человеческие фигуры, вызывающие недоумение и смех... Как только посетитель входит в Белый зал, где размещена выставка, смех внезапно обрывается. Чувство безнадёжного разочарования и скуки сменяет весёлое настроение... Со всех сторон его окружают рваные, мятые, грязные лоскутья полотен, бумаги и картона в топорных рамках и без рам, развешанные на фоне серого полотна. Переходит он от одной “картины” к другой, читает безграмотные надписи, заглядывает в каталог — и ничего не понимает».
Дальнейшая судьба участников
Несмотря на критику, выставка заложила основы символистского движения в русской живописи. Уже с 1905 года члены группы начали участвовать в выставках Московского товарищества художников. Они также сотрудничали с журналом «Весы», который был важным печатным органом русского модерна и символизма. В 1907 году многие участники «Алой розы» вошли в новое объединение «Голубая роза», где символистские тенденции получили ещё более яркое декоративно-романтическое развитие.Юбилейная выставка (2004)
К столетию выставки «Алая роза», в 2004 году в Саратове был организован ряд ретроспективных экспозиций. Центральным событием стала выставка живописи и графики участников группы, представленная в Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева.Заключение
Выставка «Алая роза» (1904) стала первой попыткой консолидации молодых художников-символистов и предвосхитила последующее развитие русского авангарда и модерна. Несмотря на негативные отзывы критиков, она сыграла важную роль в формировании нового художественного направления, повлиявшего на развитие русского искусства начала XX века.
Лотов нет
Лотов нет