Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
0,10
Ваши лоты и ставки в мобильном!
0,10
«0,10» — Последняя кубо-футуристическая выставка и одноименное общество художников
Выставка «0,10» открылась в декабре 1915 года в Художественном бюро Е. Н. Добычиной (Марсово поле, 7, Петроград) и вошла в историю как «Последняя кубо-футуристическая выставка картин». Она была задумана как переходный рубеж, символизирующий завершение кубо-футуристического этапа в русской живописи и рождение нового художественного направления — беспредметничества. Название отражало концепцию Казимира Малевича: «обнуление» предметного мира в искусстве и выход «за ноль» к новой форме художественного выражения. Эти идеи были сформулированы им в брошюре «От кубизма к супрематизму» (Пг., 1915).Экспозиция и ключевые участники
Выставка представила новаторские работы ведущих мастеров авангарда:- К. С. Малевич — серия супрематических полотен, включая знаковый «Черный квадрат»;
- В. Е. Татлин — экспериментальные «контррельефы»;
- И. В. Клюн, К. Л. Богуславская — алогичные композиции.
- Брошюра «Тайные пороки академиков» (А. Е. Кручёных, И. В. Клюн, К. С. Малевич);
- Листовка с декларациями К. С. Малевича, М. И. Менькова, И. А. Пуни, К. Л. Богуславской.
Общественный резонанс и критика
Выставка вызвала ожесточенные споры.- М. В. Матюшин посвятил ей развернутую статью («О выставке последних футуристов» // Очарованный странник: Альманах весенний, Пг., 1926).
- Отозвались и критики А. А. Ростиславов (Речь, 1916, 9 января), И. Э. Грабарь (День, 1916, 14 января).
«Без номера, но в углу, высоко, под самым потолком, на месте святом, повешено “произведение”... г. Малевича, изображающее черный квадрат в белом обрамлении. Несомненно, это и есть та “икона”, которую гг. футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер… Черный квадрат в белом окладе — это... не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения» (Речь, 1916, 9 января).
Создание общества «0,10»
Весной 1917 года ряд участников выставки — К. Л. Богуславская, А. М. Кириллова, И. В. Клюн, К. С. Малевич, М. И. Меньков, Л. С. Попова, О. В. Розанова, Н. А. Удальцова — объявили о создании одноименного общества. Художники присоединились к Союзу деятелей искусств (СДИ), а К. Л. Богуславская и И. А. Пуни стали делегатами временного совета. Однако уже в октябре—ноябре 1917 года часть членов «0,10» примкнула к «Бубновому валету», приняв участие в его последней выставке. Выставка «0,10» и идеи ее организаторов оказали ключевое влияние на развитие супрематизма и стали поворотным моментом в истории русского авангарда.
Лотов нет
Лотов нет