0,10


«0,10» — Последняя кубо-футуристическая выставка и одноименное общество художников

Выставка «0,10» открылась в декабре 1915 года в Художественном бюро Е. Н. Добычиной (Марсово поле, 7, Петроград) и вошла в историю как «Последняя кубо-футуристическая выставка картин». Она была задумана как переходный рубеж, символизирующий завершение кубо-футуристического этапа в русской живописи и рождение нового художественного направления — беспредметничества. Название отражало концепцию Казимира Малевича: «обнуление» предметного мира в искусстве и выход «за ноль» к новой форме художественного выражения. Эти идеи были сформулированы им в брошюре «От кубизма к супрематизму» (Пг., 1915).

Экспозиция и ключевые участники

Выставка представила новаторские работы ведущих мастеров авангарда:
  • К. С. Малевич — серия супрематических полотен, включая знаковый «Черный квадрат»;
  • В. Е. Татлин — экспериментальные «контррельефы»;
  • И. В. Клюн, К. Л. Богуславскаяалогичные композиции.
К выставке были подготовлены каталог и несколько изданий:
  • Брошюра «Тайные пороки академиков» (А. Е. Кручёных, И. В. Клюн, К. С. Малевич);
  • Листовка с декларациями К. С. Малевича, М. И. Менькова, И. А. Пуни, К. Л. Богуславской.
В последние дни работы выставки была организована научно-популярная лекция, на которой выступили К. С. Малевич и К. Л. Богуславская (доклад И. А. Пуни).

Общественный резонанс и критика

Выставка вызвала ожесточенные споры.
  • М. В. Матюшин посвятил ей развернутую статью («О выставке последних футуристов» // Очарованный странник: Альманах весенний, Пг., 1926).
  • Отозвались и критики А. А. Ростиславов (Речь, 1916, 9 января), И. Э. Грабарь (День, 1916, 14 января).
Особенно резким было мнение А. Н. Бенуа, который назвал «Черный квадрат» не только провокацией, но и символом разрушения традиционного искусства:
«Без номера, но в углу, высоко, под самым потолком, на месте святом, повешено “произведение”... г. Малевича, изображающее черный квадрат в белом обрамлении. Несомненно, это и есть та “икона”, которую гг. футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер… Черный квадрат в белом окладе — это... не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения» (Речь, 1916, 9 января).

Создание общества «0,10»

Весной 1917 года ряд участников выставки — К. Л. Богуславская, А. М. Кириллова, И. В. Клюн, К. С. Малевич, М. И. Меньков, Л. С. Попова, О. В. Розанова, Н. А. Удальцова — объявили о создании одноименного общества. Художники присоединились к Союзу деятелей искусств (СДИ), а К. Л. Богуславская и И. А. Пуни стали делегатами временного совета. Однако уже в октябре—ноябре 1917 года часть членов «0,10» примкнула к «Бубновому валету», приняв участие в его последней выставке. Выставка «0,10» и идеи ее организаторов оказали ключевое влияние на развитие супрематизма и стали поворотным моментом в истории русского авангарда.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!