Гжельский экспериментальный керамический завод

 Гжельский экспериментальный керамический завод, расположено в Гжели, в с. Речицы (Раменский район) - в самом центре русской народной керамики. Оно является одним из самых значительных предприятий страны, связанных с развитием традиционной керамической культуры. Распоряжение о создании завода, называвшегося с момента основания "Гжельский керамический завод "Всекохудожник", датировано 1929 годом. Однако история этого производства насчитывает более ста семидесяти лет. Территориально современное предприятие находится на месте бывшего завода братьев Фартальных, основавших его в 1830 году в селе Речицы, крупнейшем и самом знаменитом селе Гжели. С самого начала этот завод выступал среди других заводов региона, специализировавшихся на выпуске фарфора, как ведущее предприятие по выпуску разнообразной керамической майоликово-фаянсовой посуды, скульптуры, изделий "под бронзу" (сорт фаянса). Вплоть до начала 10-х годов ХХ века завод сохранял хорошее качество своей глубоко традиционной продукции. На его производственной базе, в определенной мере разоренной после революции, особенно в период политики экспроприации, и был создан завод "Всекохудожник", использовавший сохранившиеся местные людские кадры. 
Еще в начале 1920-х годов завод функционировал и как учебная база, здесь находились керамические мастерские ВХУТЕМАСа, где студенты проходили производственную практику и даже создавали майоликовую продукцию, которая шла на экспорт. Это был и старый дореволюционный ассортимент ("Богатыри" Б. Ланге, аптечная посуда, изразцы) и новая советская тематическая скульптура. Также на территории завода в 1925-26 годах работала Гжельская керамическая школа, выпускавшая мастеров-керамистов, гончаров, формовщиков и живописцев для гжельских артелей. В ней преподавал знаменитый мастер-керамист, уроженец Гжели, преподаватель Императорского Строгановского училища Г.В. Монахов. Именно он стал одним из ве-дущих специалистов завода "Всекохудожник". На заводе Монахов делал вазы с кристаллическими и потечными глазурями, дающими разнообразные живописные эффекты. 
В 1930-е годы завод оказался в центре работ по созданию новой традиции. Он был определен главным предприятием по изготовлению архитектурного декора, скульптуры и изделий для Дворца Советов и стал в эти годы ведущим предприятием страны, восстанавливавшим утраченную связь и лучшие керамические традиции искусства России нач. ХХ века. Благодаря Монахову и приглашенному им крупнейшему отечественному искусствоведу-ученому в области народной керамики А.Б. Салтыкову, работавшему на заводе с 1934 года, здесь было налажены производство керамики с кристаллическими глазурями и техника восстановительного обжига. Поиски по возрождению майолики шли в 30-е годы уже не по старой гжельской, оборвавшейся линии, а путем переноса сюда техники майоликового производства дореволюционного Строгановского училища и Абрамцевской мастерской. 
Произведенная Салтыковым работа по созданию керамических облицовочных материалов, применявшихся в новой архитектуре и метро, открыла новые возможности в развитии современного монументального искусства, продолжавшие традиции керамического декора, распространенные в русском искусстве с XVI века. Изучая принципы народной живописи, Салтыков возродил прием росписи "свободной кистью". Сочетание традиционных форм изделий гжельских мастеров, применение широкой палитры цветных глазурей и народной росписи дало отличный результат. В ХХ веке здесь начало развиваться новое керамическое искусство, оформившееся к концу ХХ столетия в такую же сложившуюся традицию, как и старое искусство Гжели XVIII-XIX веков. 
В довоенные, отчасти в военные и послевоенные годы здесь работали, с одной стороны, талантливые керамисты, пользовавшиеся авторитетом в профессиональной среде Я.Я. Коорт и С.Ю. Демидовский, известнейшие советские скульпторы-анималисты: И.Ефимов, В. Ватагин, А. Сотников, М. Кожин; с другой - местные династийные мастера, окончившие Гжельскую керамическую школу ученики Г.Монахова и также преподававшего здесь Т.А.Жадина: Н.И.Рябушкин, И.А. Мару-лин, В.Т. Жадин, И. Бобров и др.
Т.А. Жадин (1861-1935) после Монахова был одной из самых заметных фигур, связанных с созданием завода Всекохудожник и местным художественным образованием. В дореволюционные годы он также преподавал в Строгановском училище, с 1912 по 1923 работал в московских керамических объединениях: в "Мураве", в "Бутырках" у Мамонтова, он награжден серебряной медалью на Промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896), участвовал во Всемирной художественнно-промышленной выставки в Париже (1900), Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве (1923). Его сын В.Т. Жадин (1901-1936) также в 1920-е гг. работал в мастерской в Бутырках. На заводе им были созданы майоликовые скульптуры "Девушка с виноградом", "Жница" и написана книга "Как делать изразцы". Следует отметить, что в Речицах на протяжении 1920-30-х годов многие кустари изготовляли печные изразцы. Придя на завод "Всекохудожник" они продолжали развивать эту семейную традицию. 
В 1937 году в связи с реконструкцией завод был подчинен Роскультторгу. Про-дукция делилась на две части: политскульптуру, выполненную в терракоте и майолике, и керамические художественные изделия: мелкую пластику, шкатулки, чернильницы. В военное и послевоенное время завод продолжал разрабатывать изразцы. В 1946 году главным художником завода Д.В.Горловым была выполнена серия изразцов "Петухи". 
В 1950 году завод переименован в Завод московского товарищества художников. В 1952 году в связи с организацией Художественного фонда, предприятие было подчинено Фонду и стало называться "Гжельским керамическим заводом Худфонда РСФСР". 

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!