Императорский Стеклянный завод (ИСЗ)
Императорский Стеклянный завод в Санкт-Петербургской губернии получил свое название в 1792 году, когда после смерти светлейшего князя Григория Потемкина его завод был выкуплен императрицей Екатериной II обратно в казну. Управление заводом было поручено сенатору, князю Н.Б.Юсупову. С этого периода история завода становится неотъемлимой частью истории российского стеклоделия. В то время из 334 человек работали в основном казеные рабочие, приписанные к производству.
На протяжении столетия с заводом сотрудничали крупнейшие зодчие- А.Воронихин, Тома де Томон, К. Росси, И.Иванов, В. Стасов, И. Монигетти, В.Гартман, по проэктам которых создавались уникальные произведения из стекла и хрусталя.
В 1890 году Императоский Стеклянный завод был объединен с Императорским Фарфоровым заводом под общее руководство, а в конце 1918 года окончательно закрыт.
В XVIII веке ИСЗ изготавливал для дворцовых нужд разнообразные изделия из "хрустального" стекла с гравировкой, золотой росписью и филигранью: молочной, розовой ( "золотой рубин") и синей (кобальтовой).
На рубеже XVIII- XIX веков выпускалось большое количество декоративных и столовых изделий из настощего свинцового хрусталя, обладавшего особой чистотой и блеском. Выпускались первоклассные изделия из шлифованного свинцового хрусталя и бессвинцового "поташного" стекла "под грань".
В XIX веке на ИСЗ изготавливалась широкая гамма цветного стекла и хрусталя. Например, на Первой Всероссийской мануфактурной выставке1829 года в Санкт-Петербурге ИСЗ представил изделия наиболее разнообразных цветов - алые, синие (кобальтовые), зеленые, опаловые, розово-опаловые, фиолетовые ( марганцевые), а также вещи "нового изобретения, покрытые алым стеклом", то есть с накладным слоем "золотого рубина".
На выставке 1862 года в Лондоне завод экспонировал полную коллекцию смальт своего мозаического отделения, более 20 000 оттенков.
Декорировались изделия ИСЗ чрезвычайно разнообразно. В конце XVIII-XIX в. они традиционно расписывались золотом, серебром, монохромными и полихромными эмалями. С 1820-х годов изделия украшаются сульфидными вставками, 1830-е годы отмечены производством трехслойного стекла, в 1840-х внедрена техника миллефиори, с 1840 года использовалась декалькомания ( с помощью мастерской "Теребенев и Ко").