Великоустюгский ювелирный завод "Северная чернь"
В наши дни черневые изделия производят, в основном, на фабрике «Северная чернь», расположенной в древнем центре черневого производства – Великом Устюге, а также в селе Кубачи, республика Дагестан.
Великоустюжское черневое серебро, получившее столь блестящее развитие в XVIII столетии, к началу XX века пришло в полный упадок. Лишь после того как Великая Октябрьская социалистическая революция открыла широкие возможности для развития народных промыслов, наступил новый расцвет черневого искусства в Великом Устюге. При активной поддержке Советского правительства стали возрождаться старые отрасли местной художественной промышленности. Инициатором организации черневого производства в Великом Устюге выступил Михаил Павлович Чирков – единственный человек, сохранивший в своей памяти традиционные великоустюжские приемы изготовления черневых изделий. В 1929 году под руководством М.П. Чиркова была открыта небольшая мастерская. Михаил Павлович старался передать свои знания первым приступившим вместе с ним к работе энтузиастам черневого дела. Его ученицы М.А. Угловская и М.А. Подсекина овладели сложными приемами гравирования под чернь и вскоре сами начали обучать молодых рабочих. К 1933 году мастерская значительно расширилась и была преобразована в артель «Северная чернь». Во главе артели по-прежнему стоял М.П. Чирков. Уже в 30-х годах количество выпускаемых артелью предметов было довольно значительным, но художественное качество их все еще оставалось невысоким. Это были главным образом бытовые изделия – коробочки, спичечницы, стопочки, ложки и т.п., почти сплошь покрытые изображениями или орнаментом, выполненными однообразной серой чернью. Хотя артель «Северная чернь» считала, что она продолжает традиции лучших мастеров Великого Устюга, на самом же деле образцами ей служили предметы XIX века, времени упадка черневого мастерства. Начиная с 1930-х годов Институт художественной промышленности приходит на помощь великоустюжскому черневому промыслу. К созданию новых рисунков были привлечены художники-профессионалы. Нельзя не отметить деятельность художника Михаила Дмитриевича Ракова, создавшего целый ряд интересных образцов с изображениями животных и птиц Севера, к сожалению, не вошедших в выпускаемый артелью ассортимент. Много работал над проектами черневых изделий и художник К.А. Будкин. Его рисунок с видом Московского Кремля нашел широкое применение в изделиях артели.
В 1935 году несколько эскизов для черневых предметов выполнил работавший в Великом Устюге художник Евстафий Павлович Шильниковский. Уроженец Великого Устюга Е.П. Шильниковский получил образование в Петербургской Академии художеств. Как художник-график, он увлекся работой с черневым серебром и все свое дальнейшее творчество посвятил прикладному искусству. С 1936 года он возглавил артель «Северная чернь». По его эскизам была создана серия предметов для Всемирной выставки в Париже в 1937 году, где великоустюжское черневое серебро получило высокую оценку, а Е.П. Шильниковский и многие мастера, принимавшие участие в изготовлении изделий, – медали и дипломы. Но все же основная масса предметов, выпускавшаяся артелью, продолжала оставаться невысокого качества. Броши, перстни, запонки, стопки по-прежнему сплошь покрывались растительным орнаментом на черневом фоне.
В поисках новых тем для черневых изображений Е.П. Шильниковский, так же как и М.Д. Раков, обращается к северной природе. Мастерам артели особенно полюбился рисунок с изображением бегущего оленя. Е.П. Шильниковский создал рисунки для подавляющего большинства предметов, выпускавшихся артелью «Северная чернь», но уже в 40-е годы целый ряд граверов (А. Мокиевская, Р. Кузнецова, Н. Заводова, М. Подсекина, П. Насоновская, М. Сверкунова, А. Тропина и другие) имели самостоятельные творческие работы. В собрании Государственного Исторического музея имеются стаканчик с растительным орнаментом, выполненным по эскизу Валентины Угловской, запонки Александры Мокиевской, медальоны Раисы Кузнецовой. На всех этих изделиях повторяется все тот же почти сплошной черневой растительный орнамент, лишь иногда оттененный полосой гладкого серебра.