Берлинская королевская фарфоровая мануфактура - KPM
В 1763 году прусским королем Фридрихом II была выкуплена разорившаяся фабрика промышленника И. Э. Гоцовски и основана Берлинская королевская фарфоровая мануфактура. Для изделий Берлинской королевской фарфоровой мануфактуры характерен голубовато-белый оттенок черепка, что стало визитной карточкой фабрики. В период рококо у мануфактуры были свои особенные мотивы: цветочный рельеф, полностью заполняющий произведение («цветы Гоцовски»), и объемный декор из лепных рокайлей с небольшой золотой и полихромной росписью (“Relief-Zierat”). Расцветшие цветы и бутоны, нередко дополнялись бабочками и насекомыми. Полихромная живопись иногда заменялась монохромной двухтонной. Края посуды обычно украшались рельефными, ажурными бортами. Для украшения мастерами выбирались золотые, красные, зеленые и особенные пурпурные тона с розоватым оттенком. Мануфактура помимо разнообразной посуды также выпускала и скульптуры китайцев, пастухов, ремесленников или персонажей серии «Времена года». Самым известным скульптором того времени являлся Ф.Э. Мейер. Позже в 1780-1790-х годах мастера Берлинской королевской форфоровой мануфакутры попали под влияние классицизма и керамики Севра и Веджвуда. Тогда была создана дворцовая ваза с портретом Фридриха II и сервиз с изображением членов его семьи. Классицизм в 1815 году уступил место стилю немецких бюргеров – бидермайеру. В это период тиражировались более скромные небольшие кабинетные чашки и соусницы. После поражения Наполеона фабрика стала приглашать иностранных мастеров (К. Ф. Шинкель, Ф. Гарднер, Ф. В. Шадов), которые создавали вазы с архитектурными и городскими видами, украшенные сложным золотым обрамлением. В 1840-60-х годах мастерами мануфактуры на декоративных настенных фарфоровых тарелках копировались картины старых мастеров и библейские сцены. В целом в середине XIX века художественный уровень изделий Берлинской королевской фарфоровой мануфактуры сильно снизился. Однако уже в 1886 году под руководством А. Кипса продукция снова улучшилась. После свержения монархии в 1918 году Берлинская королевская фарфоровая мануфактура получила название «Государственной фарфоровой мануфактуры в Берлине» и выпускала изделия в стиле немецкого веркбунда и Баухауса.