Императорский Фарфоровый завод (ИФЗ)
Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) выпустил первую продукцию в 1744 г. благодаря Д. Виноградову, который разработал полный технологический цикл производства русского фарфора. Ранние предметы настолько редки, что известно не более 200 фарфоровых произведений виноградовского периода: заказные табакерки разнообразных форм, несессеры, чашечки в золотой оправе, фарфоровые пуговицы, набалдашники для тростей, курительные трубки, черенки для столовых приборов, туалетные принадлежности и др. До 1756 г. крупные предметы по технологическим причинам не выпускались. Следующий период, совпадающий с правлением Екатерины Великой, ознаменован тесным сотрудничеством с Академией художеств; на заводе появляется модельмейстер Ж.-Д. Рашет, приверженец нового классицистического стиля. По сохранившемся реестрам Рашет был автором более 150 моделей, в том числе "Арабескового сервиза", серии скульптурок "Торговцы и ремесленники" и "Народы России", "Яхтинского сервиза" и др. Формы, роспись и лепной орнамент фарфоровых предметов, выпущенных на ИФЗ в 1780-90-е гг. придерживаются классицистических требований: строгость, лаконичность, ориентация на античность, пропорциональность элементов, имитация рельефа в росписи, гризайль, обилие скульптурных деталей и лепки. В декоре крупных предметов - ваз, столиков - появляются реальные пейзажные мотивы Гатчины, Павловска, Петергофа. Одним из грандиозных сервизов последних лет правления Екатерины Великой стал Юсуповский сервиз из 659 предметов.
Период правления Александра I ознаменовался созданием одного из самых прославленных сервизов Императорского фарфорового завода (ИФЗ), так называемого "Гурьевского сервиза" по проекту скульптора С. Пименова, провозгласившего в фарфоре эпоху "ампир".
Отечественная война 1812 г. отобразилась в серии скульптур русских воинов, серии тарелок. С 1830-х на Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ), как и во всем искусстве в целом, начинается процесс эклектики. В угоду моде и императору Николаю I появляются предметы в псевдоготическом стиле, в том числе "Готический сервиз", в псевдо шинуазри, неорококо. Предметы, выпущенные на Императорском фарфоровом заводе 1830-1860-х гг., демонстрируют совершенную технику и виртуозность материала. Декор предметов, особенно ваз и декоративных панно, выполнен в высоком объеме, невероятно натуралистичен и проработан в деталях. С точки зрения росписи, живопись доминировала над формой, прятала ее, а иногда и разрушала через введение иллюзорных приемов, передачи пространства и глубины, не уместных на декоративных предметах (вазы и т.п.). Оригинальным, отражающим национальные черты был "Кремлевский сервиз" по проекту Ф. Солнцева - первая попытка анализа древнерусского стиля. Фигурки николаевского периода разнообразные и детализированные, часто решенные в жанровом ключе. Ведущим художником середины XIX в. был Ф. Красовский, мастер цветочных композиций. С 1849 г. главным модельмейстером завода стал А. Шпис, ориентировавшийся на немецкие сентиментальные образцы.
Самым крупным произведением ИФЗ последней трети XIX в. стал "Рафаэлевский сервиз", созданный по мотивам росписей лоджий Рафаэля в Ватиканском дворце С 1890-х на Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ) стали применять технику подглазурной росписи, которая наиболее всего раскрывала возможности фарфорового материала и соответствовала эстетике стиля модерн. Формы максимально упрощаются для увеличения площади под роспись. Также в начале 1900-х появляются новые технологические новшества росписи - цветные глазури (бычья кровь), "хрустальные" кристаллические глазури, роспись жидкой фарфоровой массой по однотонному фону. В последние годы существования ИФЗ, на заводе работали участники объединения "Мир искусства". По моделям Е. Лансере и К. Сомова отливались декоративные скульптурки.