АУКЦИОННЫЙ ДОМ №1
Москва, ул. Хамовнический вал, д.10
8 (800) 302-63-32

Интернет-аукцион картин

Четверг, 13 августа 2020, 14:59

Экспертная оценка подлинности картины – это сложная и кропотливая работа, которая не каждому под силу. Помимо прекрасного базового образования и непрерывного самосовершенствования требуется колоссальная внимательность и даже дотошность. Примечательно, что для профессионала «говорящей» является не только фронтальная часть картины, но и оборотная. Порой «изнанка» становится настоящей кладезью бесценных сведений, и это особенно актуально, если полотну исполнилась пара-тройка столетий. Что же скрывается по иную сторону холста?

Подписи и дополнения к ним

Художники начали подписывать свои работы примерно в 15-го веке. Но далеко не все из них указывали настоящее имя. Автограф мог быть всего лишь условным обозначением, а вот на тыльной стороне полотна можно увидеть настоящие имена. Правда, случается так, что копии выдают за оригиналы. Например, Жан-Батист Коро любил подписывать понравившиеся ему работы своим именем.

Иногда на обороте картины можно найти не только подпись, дату и название, но и целый развернутый комментарий: технику исполнения, место создания, возраст модели.  Например, именно так поступал Альбрехт Дюрер. Даже самые ранние его работы содержат пояснения автора. Именно поэтому имеет смысл рассмотреть полотно на наличие такого прекрасного дополнения: так можно воссоздать историю, стоящую за произведениями искусства.

Материал указывает на дату

Художники начали переходить от работы над деревянными панелями к холсту в 15 и 16 веках, потому что это позволило создавать картины большего размера. Живопись на медных листах стала модной в 17 веке.

Марки и этикетки от поставщиков этих материалов могут содержать названия и адреса их предприятий. Для их отслеживания могут быть использованы специальные справочник и литература, например, «Каталог поставщиков материалов для американских художников» Александра Катлана. Это поможет в определении того, когда и где была сделана работа.

Сравнение даты, когда материалы были приобретены, с датой подписания художником готовой работы, может дать представление о том, сколько времени потребовалось для ее завершения.

Типы материалов, используемых для создания доски, колыбели или подрамника для работы, а также способ ее изготовления также различаются во времени и в разных местах. Мягкая древесина, такая как тополь, использовалась в Италии, а твердая древесина, например, дуб, использовалась в Великобритании и Нидерландах. Другая подсказка может быть получена из того, как холст прикреплен к подрамнику - после 1940-х годов скобы заменены гвоздями.

Безусловно, аукцион картин, как правило, предполагает предоставление исчерпывающей информации о каждом лоте. Но не стоит отказываться от возможности уточнить и перепроверить некоторые данные.

Этикетки указывают на происхождение и историю выставки

Когда произведение искусства выставлено в галерее или музее, к работе прикрепляется ярлык с указанием имени художника и названия картины. Помимо этого, как правило, крепится ярлык, на котором указана дата, инвентарный номер и адрес.

Появление Интернета и аукцион картин онлайн упрощают задачу исследования этих этикеток. Например, Музей современного искусства оцифровал все свои каталоги выставок, пресс-релизы и списки кредиторов еще в 1929 году.

Этикетки могут появляться не только в стенах галерей. Они могут исходить от таможенных и пограничных контролей или даже от уже не функционирующих бюрократических механизмов. Например, Имперская палата культуры Третьего рейха. наносила свой лейбл на все конфискованные картины.

Надписи могут рассказать о владельцах

Частные коллекционеры добавляли свои собственные имена на обороте картин. Например, король Англии Чарльз I (1600-1649) отметил свою коллекцию инициалами «CR», увенчанными короной.

Интересно и то, что оборотная сторона иногда выступает в роли своеобразной открытки. Например, в 2019 году на аукционе «Кристис» была продана картина Себастьяно Конки (1680-1764), в которой содержится старая рукописная заметка с описанием ее названия, даты и того факта, что это был подарок некому Доменико Гуастаферро в июле 1748 года.

Холст может рассказать о восстановительных работах

Если задняя часть холста имеет следы клея по краям или кажется толстой и новой, картина, возможно, была облицована. Это относится и к покрытию специальным составом, и к процессу прикрепления дополнительного слоя холста к исходной поверхности для устранения микротрещин и стабилизации картины.

Подкладка холста была и остается обычной практикой для картин старых мастеров. В прошлом это часто делали с последствиями для изображения, но теперь это можно сделать, не повредив поверхность краски.

Изредка задняя часть картины может даже показать другое произведение искусства

В редких случаях бывает, что оборотная часть картины конкурирует с сюжетом на фронтальной части. Это может быть рукописная заметка художника, или даже вторая картина.

Материалы исторически были дорогими, поэтому, как известно, обедневшие художники пробовали разные композиции на одних и тех же холстах. Самый яркий пример такого явления – одно из полотен Камиля Писсарро, иллюстрирующее сельскую жизнь Понтуаза. На фронтальной части изображены сцены птичьего двора, а на оборотной части находится еще одна работа: по сюжету две женщины стирают белье.

Интернет-аукцион картин имеет особое преимущество: к каждому лоту прилагается множество фотографий. Участник торгов может предварительно изучить множество мелких деталей, которые порой не так просто увидеть на торгах оффлайн. Имеет смысл рассматривать оборотную сторону картины как можно пристальнее: там может скрываться весьма ценная информация. Но для полноценной и достоверной оценки, безусловно, нужно обращаться к экспертам. Участие профессионалов – это лучшая защита от любого рода подделок и фальсификаций.

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!