Мейсенские антикварные статуэтки

Четверг, 13 августа 2020, 14:30

Мейсенские архивы хранят около 9 000 форм, охватывающих три столетия. Богатое разнообразие представленных моделей коренится в творчестве мейсенских художников 18-го века. Как развивалась мануфактура, и почему эти статуэтки завоевали сердца коллекционеров всего мира?

«Белое золото»

История легендарной мануфактуры восходит к 1710 году. Все началось, когда немецкий химик Иоганн Бетгер смог получить рецепт белого фарфора (впервые в Европе). Рецептуру фарфора держали в строжайшем секрете, а сам Иоганн скрывался от многочисленных преследователей. Правда, затея все равно провалилась: в жизни мастера был период, когда он работал в неволе у Августа Сильного, правителя Саксонии. Уж слишком привлекательным было «белое золото», и изделия ценились так же высоко, как и в современном мире ценятся антикварные статуэтки. Купить или даже украсть рецепт стремились самые сильные и знатные люди эпохи.

В 1730 году мануфактура вошла в так называемый скульптурный период, когда художественный акцент сместился с утилитарных предметов на масштабные скульптуры. Причиной стал все тот же Август Сильный: он хотел превратить японский дворец Дрездена в имение, украшенное фарфором.

С этим периодом тесно связано имя Иоганна Иоахима Кендлера. Мастер приехал в Мейсен в 1731 году, и быстро завоевал уважение и популярность благодаря своим скульптурам животных в натуральную величину. Кендлер посвятил себя выполнению грандиозных требований королевского двора, создавал многочисленные эпохальные произведения, которые переопределили потенциал фарфора как художественной среды.

В конце 30-х годов на работу мануфактуры начал оказывать влияние стиль рококо. Фарфоровые скульптуры стали меньше, при этом не утрачивая художественного характера. Настольные украшения, до тех пор сделанные из сахара или марципана, все чаще вытеснялись более долговечными фарфоровыми статуэтками.

Первоначально эти скульптуры были вдохновлены прежде всего религиозными или мифическими темами и жизнью в королевских дворах, но к середине 18-го века они постепенно были заменены более фольклорными предметами. Были созданы целые серии с изображением ремесленников, шахтеров, фермеров и нищих. Фигуры, созданные в это время, были не только первоклассными примерами, перенятыми другими европейскими мануфактурами, но также задействовали новые приемы и мотивы, которые присутствуют в моделях компании по сей день - от модерна Уолтера Шотта и Макса Эссера до работ 21-го века, созданных Йоргом Даниэльчиком. Благодаря усилиям по сохранению архива пресс-форм большинство оригинальных моделей Meissen сохранилось до наших дней, что позволяет историческим фигурам возвращаться к жизни снова и снова.

Бедные кондитеры

Мейсенские предметы коллекционирования берут свое начало в высокой культуре питания 18-го века. Обеденные столы аристократических домов украшали статуэтки, кропотливо сделанные из сахара и марципана. Они играли роль эксклюзивных посланий, несли в себе скрытый юмор, тонкую сатиру и секретные послания на каждый праздник.

С изобретением фарфора мейсенские мастера узурпировали кондитеров, создавая изящные настольные украшения с гораздо более длительным сроком службы, чем их предшественники. Фарфоровые фигурки вскоре нашли свое место в витринах каждого процветающего дома. Этот рост спроса вызвал беспрецедентное богатство в тематическом репертуаре Мейсен. Фарфоровые коллекции вскоре начали расти и становиться все более и более подходящими для определенных тем. Родилась страсть к коллекционированию мейсенских фарфоровых статуэток, которая продолжается и по сей день.

Серия «Оркестр обезьян»

Разработанный мастером-модельером Иоганном Иоахимом Кендлером в середине 18-го века, «Оркестр обезьян» является выдающимся примером эпохи мейсенского барокко. Популярный в то время во Франции жанр женского белья изображает модно одетых обезьян, сатирически имитирующих поведение человека. Созданный по мотивам рисунков знаменитого французского художника по нижнему белью Кристофа Уэ, «Оркестр обезьян» представляет собой ансамбль приматов в стиле рококо, созданный с искусным мастерством и окрашенный со всем богатством деталей. Самые ранние из этих статуэток быстро пробились из мейсенских печей прямо в Париж, в будуар госпожи Помпадур, любовницы короля Людовика XV.

Серия «Дети»

«Дети», созданные в 1904-1907 годах художником в стиле модерн Юлиусом Конрадом Хеншелем, стала поворотным моментом в скульптурных постановках мейсенской мануфактуры. Выражение фигуры, стиль и тематика были в то время совершенно новыми. Творчество Хеншеля с индивидуальностью и живостью изображало детей в сценах повседневной жизни: мальчиков и девочек в простой одежде, увлеченных игрой с куклой, собакой, лошадью или друг с другом. Каждый персонаж отрисован и расписан вручную, вплоть до самых сложных деталей. «Дети» изначально создавались как компоненты настольных наборов для украшения столешницы. В своем совершенно уникальном стиле мастер стиля модерн запечатлел захватывающие моменты живости и молодости.

Серия «Молодые животные»

В серии коллекций «Молодые животные» компания представляет 15 миниатюр, выполненных с богатой детализацией, которые целенаправленно отходят от выдержанной традиции мануфактурных изображений животных. Фигуры животных пронизаны стилизованной миниатюрностью, раскрашены вручную в тонкие палитры пастельных тонов. Характерные черты обезьяны, зайца, кошки и собаки подчеркнуты тонкими мазками кисти, нанесенными сдержанной рукой, чтобы позволить заиграть мерцающему и блестящему блеску фарфора. Цвета и формы смоделированы так, чтобы направить внимание на большие, выразительные глаза каждого животного, которые передают мягкий, детский характер этой уникальной коллекционной серии.

Серия «Сказка»

Коллекция «Сказка» – это выразительная интерпретация классических персонажей и тем Братьев Гримм. Художнику Питеру Странгу удалось перевести порой зловещую привлекательность традиционных сказок в веселые статуэтки с детской наивностью и простотой. Использование простых геометрических фигур (кубиков, треугольников и прямоугольников) задает отличительный стиль коллекции, которая была навеяна экспрессионистской живописью.

С момента создания мануфактуры прошло больше 300 лет, и купить статуэтки антикварные в Москве все сложнее. Коллекционеры всего мира ведут охоту на Meissen. Сотрудничая с нами, вы можете стать обладателем даже самых редких экспонатов.

Аукционный дом №1 предлагает оценить антиквариат или мейсенские антикварные статуэтки бесплатно на странице оценка антиквариата.

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!