Женский портрет
Россия, кон. ХIХ – нач. ХХ века. Дерево, масло. 32,5 Х 23,8 см. Подпись в правом верхнем углу. Оформлен в раму. Осыпи, повреждения
Экспертное заключение НИНЭ им. Третьякова (эксперт Махотина А., 2025 год).
В том же году на собственные средства отправился для лечения и продолжения обучения за границу. Некоторое время жил в Италии. По возвращении в Петербург, представил на академической выставке 1852 картины «Вакханка» и «Девушка из Альбано, близ Рима», за которые был удостоен звания академика.
С 1853 жил преимущественно во Франции, в 1859 окончательно поселился в Париже. Экспонировал произведения в парижских Салонах, регулярно присылал картины на выставки в залах ИАХ в Петербурге. В 1865 картина «Истязание Спасителя» была куплена французским правительством; несколько работ приобретены президентом ИАХ великой княгиней Марией Николаевной во время посещения парижской мастерской художника; в 1866 картина «Спаситель и богач» куплена императором Александром II и подарена академическому музею.
В 1868 Чумаков подал прошение в Совет ИАХ о получении звания профессора «за начатую уже картину» «Распятие Спасителя», однако звания удостоен не был. За большое количество работ, изображающих женские головки, был прозван «русским Грезом».
Чумаков — один из крупнейших мастеров академического искусства середины — второй половины XIX века. Писал картины на исторические и библейские сюжеты, жанровые композиции. В последние годы занимался почти исключительно портретом. Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.