Лот №21

Ярмарка

Россия, 1910-1920-е годы. Бумага, карандаш. 21 Х 26,7 см.
Рисунок оформлен в раму, паспарту, под стекло.
Экспертное заключение ВХНРЦ им. Грабаря (эксперт Глебова О.С., 2009 год).
Имеет несомненный музейный интерес

Кустодиев Борис Михайлович (1878–1927)

Русский живописец, график, иллюстратор, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств. Один из самых ярких представителей русского модерна и национального стиля в изобразительном искусстве.

Биография

Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии. Его отец скончался рано, и будущего художника воспитывала мать. Несмотря на скромные материальные условия, семья обеспечила сыну хорошее образование.

В 1896 году Кустодиев поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Его наставниками стали П. П. Чистяков и И. Е. Репин, который высоко оценил дарование ученика и привлёк его к созданию масштабного полотна «Заседание Государственного совета». Этот опыт стал важнейшим этапом становления художника.

В 1909 году за успехи в учёбе Кустодиев получил возможность отправиться за границу в качестве пенсионера Академии. Он посетил Францию, Германию, Италию и Испанию, где познакомился с европейским искусством и укрепил свою живописную манеру.

Художественное творчество

Борис Кустодиев работал в самых разных областях изобразительного искусства:

  • станковая живопись (жанровая сцена, портрет, пейзаж);

  • графика и книжная иллюстрация;

  • театральная сценография и костюмы;

  • плакат и монументальное искусство.

Одной из главных тем его творчества стало изображение русской жизни, особенно купеческого быта, народных праздников, ярмарок и маслениц. Он создавал праздничные, наполненные светом и колоритом образы, в которых одновременно чувствуется ностальгия по ушедшей эпохе.

Наиболее известные произведения:

  • Купчиха за чаем (1918);

  • Красавица (1915);

  • Масленица (1916);

  • Балаган (1910-е);

  • Русская Венера (1926);

  • Портрет И. Я. Билибина (1901);

  • Портрет жены (1905).

Кустодиев активно сотрудничал с издательствами, оформляя книги классиков русской литературы — Гоголя, Островского, Некрасова, Лермонтова. Его книжная графика отличалась яркой декоративностью и точным соответствием духу текста.

Театр и иллюстрация

Помимо живописи, Кустодиев оставил заметный след в театральной сценографии. Он оформлял спектакли в крупнейших театрах страны, в том числе в Александринском театре, Художественном театре и Театре имени Вахтангова. Его театральные работы поражали яркостью, декоративностью и национальной выразительностью.

Болезнь и мужество

С 1916 года художник страдал тяжёлой формой туберкулёза позвоночника. Болезнь приковала его к инвалидному креслу и полностью парализовала нижнюю часть тела. Несмотря на это, Кустодиев продолжал работать. Он писал картины лёжа, используя специальную конструкцию. Именно в этот период он создал множество своих наиболее известных и светлых произведений. Его неиссякаемая жизнелюбивая энергия поражала современников и остаётся примером внутренней силы.

Общественная и педагогическая деятельность

Кустодиев принимал активное участие в художественной жизни России. Он был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников», преподавал в Академии художеств и вёл активную общественную деятельность. После революции художник участвовал в оформлении агитплакатов и работал над созданием нового советского художественного языка, не изменяя при этом своей национальной манере.

Смерть и наследие

Борис Михайлович Кустодиев скончался 26 мая 1927 года в Ленинграде. Похоронен на Смоленском православном кладбище. Его наследие — это более 400 живописных и графических работ, десятки театральных оформлений и иллюстраций.

Картины Кустодиева находятся в собраниях:

  • Государственной Третьяковской галереи,

  • Государственного Русского музея,

  • музеев Астрахани, Ярославля, Костромы,
    а также в частных коллекциях по всему миру.

Значение

Борис Кустодиев стал символом «русского праздника» в живописи. Его творчество объединило академическую школу, традиции народного искусства, театральную декоративность и яркий национальный колорит. Даже в годы болезни и социальной нестабильности он сохранял художественную целостность и внутреннюю радость, которая до сих пор передаётся зрителю с каждой его работой.

Задать вопрос по лоту
Другие лоты этого аукциона
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!