Весенний день. В Царскосельском парке
Россия, 1908 год. Холст, масло. 65,7 Х 51,1 см. Подпись и дата справа внизу. Кромки холста подведены, оформлена в раму. На подрамники выставочная этикетка от 1924 года.
Картина экспонировалась на выставках:
Нью-Йорк, Grand Central Palace, The Russian Art Exhibition, 1924
Москва, Музей русского импрессионизма, Другие берега, 2021-2022
Репродуцирована в каталогах вышеупомянутых выставок ( The Russian Art Exhibition под номером 121, Другие берега на с. 87)
Репродуцирована на дореволюционной открытке, изданной Обществом Св. Евгении.
Экспертное заключение ВХНРЦ им. Грабаря (Эксперты Киселева А., Воляк Д., 2007 год).
Ольга Людвиговна Делла — Вос — Кардовская (1875–1952)
Ольга Людвиговна Делла — Вос — Кардовская — выдающаяся художница, график и педагог, вошедшая в историю русского искусства как одна из первых женщин, представленных к званию академика. Наряду с А. П. Остроумовой — Лебедевой и З. Е. Серебряковой она стала символом признания женского вклада в профессиональное изобразительное искусство России.
Образование и ранние годы
Будущая художница родилась в 1875 году. Первое художественное образование она получила в Харькове, где с 1891 по 1894 год занималась в студии профессора Шрейдера — известного мастера реалистического пейзажа. В 1894 году Делла — Вос поступила в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Обучение проходило в мастерской И. Е. Репина, что оказало значительное влияние на её формирование как художницы.
Первые выставки и творческий путь
Своё дебютное участие в выставке Делла — Вос — Кардовская осуществила в 1897 году. На мероприятии, организованном Обществом поощрения художеств, она представила эскизы к полотну «Жанна Дарк». Работы были включены в экспозицию «Опыты художественного творчества (эскизов) русских и иностранных художников и учеников».
Мюнхенский период и обращение к иллюстрации
После окончания Академии художница вышла замуж за графика Дмитрия Николаевича Кардовского. Супруги провели два года в Мюнхене, где Ольга Людвиговна продолжила творческое развитие и впервые обратилась к книжной иллюстрации. В 1903 году она выполнила иллюстрации к рассказам А. П. Чехова «Спать хочется» и «Чёрный монах». Эти работы были созданы уже в Петербурге и стали значимой вехой на новом этапе её карьеры.
Расцвет творчества
Наиболее плодотворным временем для художницы стали 1906–1907 годы. В этот период она проявила себя как зрелый и самобытный мастер, представив на выставках Нового общества и московского Союза художников такие полотна, как «Девушка с лейкой», «Прачка», «Девочка с васильками». Эти произведения отличались трепетным отношением к повседневности, свежестью восприятия и обаянием простых сюжетов.
Влияние «Мира искусства»
Хотя Делла — Вос — Кардовская не входила в состав участников выставок объединения «Мир искусства», она была тесно связана с его кругом. Это проявилось, в частности, в её пейзажных работах, запечатлевших дворцовую архитектуру Царского Села и Павловска. Такие произведения, как «Среди зелени», «Фасад Екатерининского дворца», «Вольер в Павловске», демонстрируют её тяготение к декоративности и изысканной эстетике.
Педагогическая деятельность
С 1903 года Делла — Вос — Кардовская совмещала творческую работу с преподаванием. До 1910 года она руководила собственной школой-студией в Царском Селе. После революции она продолжила преподавание, открыв бесплатную художественную школу в Переславле — Залесском.
Поездка в Швейцарию и поиски новых форм
В 1912 году художница побывала в Швейцарии. В это время она увлеклась живописью П. Сезанна, и под влиянием его искусства создала ряд пейзажей, отражающих интерес к конструктивности формы и цвету.
Поздний период
После революции Делла — Вос — Кардовская вновь обратилась к реалистической манере письма. Примером этого стал пейзаж «Холмы под Переславлем» (1926). Однако наиболее ярко её дар проявился в портретном жанре. Ещё до революции она писала автопортреты и изображения близких: «Портрет Д. Н. Кардовского» (1913), «Портрет дочери». Впоследствии она создала портреты выдающихся деятелей науки и культуры, демонстрируя тонкую психологическую выразительность.
Общественная деятельность и признание
Ольга Людвиговна активно участвовала в художественной жизни. Она входила в объединения «Жар-Цвет», Союз русских художников (СРХ), а позднее — в Союз советских художников (ССХ). Её вклад в развитие отечественного искусства был отмечен и прижизненно, и посмертно. Творческое наследие художницы хранится в музеях России, включая Третьяковскую галерею и Русский музей.
Ольга Делла — Вос — Кардовская оставила яркий след в истории отечественной живописи. Её искусство — это гармония формы, эмоциональная глубина и неизменная преданность реалистической традиции.