Лот №25

Великий инквизитор

Россия, перв. пол. 1900-х гг. Холст, масло. 100 Х 74 см. Подпись справа внизу. Холст дублирован, подрамник в замене. Оформлена в старинную раму
экспертное заключение ВХНРЦ им. Грабаря (эксперты Геращенко И.В., Киселева А.Р., 2003 год)

Сюжетной основой для представленной картины, по всей видимости, послужило произведение Ф.М. Достоевского «Великий инквизитор» (притча, которую Иван Карамазов рассказывает Алёше Карамазову в V главе романа «Братья Карамазовы». Была опубликована в июне 1876 года в журнале «Русский вестник»)

В этот же период художник выполнил работы «Иуда» (1906), «Зачем здесь крест мой» (1906), серию офортов на библейские сюжеты.

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов — живописец, педагог, мастер исторического жанра

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (1873–1954) — живописец, график, педагог, признанный мастер исторической и жанровой живописи, посвятивший свою жизнь изображению древнерусского быта, патриархальных сюжетов и народных традиций. Его наследие занимает значительное место в истории русского реалистического искусства XX века.

Происхождение и становление

Художник родился 5 ноября 1873 года в селе Нащи Тамбовской губернии в семье бурлака. Рано осиротев, он был взят на воспитание саратовскими мещанами Сорокопудовыми — именно поэтому в дальнейшем он носил двойную фамилию. Детство прошло в Саратове и Астрахани, где он подрабатывал на волжских пароходах. Первым наставником Горюшкина-Сорокопудова стал художник П. А. Власов в Астрахани. В 1890–1892 годах он обучался в местной рисовальной школе, где среди его сверстников были Б. Кустодиев и А. Вахрамеев. Затем он продолжил образование в Петербургской школе Общества поощрения художеств и в 1895 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где его наставниками были П. О. Ковалевский, В. В. Матэ и особенно И. Е. Репин, чьё влияние отразилось в точности рисунка, композиционной выверенности и пристрастии к сюжетно-тематической композиции.

Творчество

Дипломной работой художника стала жанровая картина «На концерте в Павловске». Первая значимая премия была получена за полотно «За оградой тихой обители». С 1897 года Горюшкин-Сорокопудов регулярно участвовал в выставках Академии художеств, Общества поощрения художеств, Общества русских акварелистов и других творческих объединений. Среди главных тем его творчества — сцены из жизни Древней Руси, народные обряды и исторические события. Значимые произведения начала XX века: «Из культа прошлого», «Плач Ярославны», «Сцена из XVII столетия», «Из века в век», «Базарный день в старом городе», «Божий суд», «Князь Игорь», «На звоннице». Он также проявил себя как талантливый иллюстратор. Среди оформленных им изданий — романы П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» (1909), А. Н. Толстого «Князь Серебряный» (1908–1910). Сотрудничал с журналами «Нива», «Столица и усадьба». В 1905 году отразил современные политические события в картинах «Баррикады. 1905 год», «Разгром барской усадьбы». В 1914–1916 годах создал произведения, посвящённые Первой мировой войне: «Подвиг сестры милосердия», «Пленных привезли!».

Портрет и пейзаж

Особое место в творчестве художника занимает портрет. Он создал яркие и выразительные образы современников, в том числе: «Портрет актрисы А. Н. Собольщиковой-Самариной», «Поцелуй», «Портрет княгини Н. В. Мансыревой», «Автопортрет», «Девушка на солнце», «Портрет В. В. Фоминой». Для многих работ характерна интеграция портрета с пейзажем, что придаёт им особую лиричность и атмосферу.

Педагогическая деятельность

С 1903 года художник начал преподавать в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств, а с 1908 года — в Пензенском художественном училище, где трудился, с небольшими перерывами, вплоть до своей смерти в 1954 году. После революции 1917 года он был временно отстранён от преподавания, однако продолжал активную общественную и выставочную деятельность, стал участником объединений АХР и ОМАХР в Пензе.

Поздние годы и признание

В 1920–1930-е годы художник создал серию работ, посвящённых В. И. Ленину: «Ленин и революция», «Ленин на трибуне». Продолжал писать пейзажи и жанровые сцены: «На родине весна», «Зима» (1936), «Ивановка» (1939). В 1943 году Горюшкин-Сорокопудов был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. После войны вновь преподавал, активно работал до конца жизни. В 1949 году вышли его воспоминания «Годы учёбы у Репина», а в 1963 — мемуары «Художник» о жизни и работе в Пензе в 1920-х годах. Персональные выставки художника прошли в Пензе (1956, 1973) и Москве (1964). В 1986 году в Пензенской картинной галерее был открыт мемориальный музей Горюшкина-Сорокопудова, где хранится более 200 его работ.

Наследие

Произведения Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова представлены в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Пензенской картинной галерее и других музеях. Его творчество — это сочетание реалистической школы, академической точности и личного лирического взгляда на историю и быт.

Интерес для коллекционеров

Работы Горюшкина-Сорокопудова представляют высокую художественную и историческую ценность. Он входит в число заметных мастеров русского реализма, а его картины — востребованные экспонаты музейных и частных коллекций.
Задать вопрос по лоту
Другие лоты этого аукциона
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!