Лот №12

«Букет»

Эстимейт:
80 000 — 150 000
Продан:
95 000

Александр Аркадьевич Лабас (1900–1983)

Александр Лабас — советский художник, график, сценограф и педагог, один из ярчайших представителей русского авангарда и инженерно-поэтического реализма. Его творчество соединяет технократическое восхищение прогрессом и глубоко лирическое восприятие мира. Будучи участником художественного объединения ОСТ, Лабас стал автором уникального визуального языка, в котором динамика движения, архитектура будущего и человек нового времени переплетаются в единую художественную систему.

Ранние годы и обучение

Александр Аркадьевич Лабас родился 3 марта 1900 года в Смоленске. Уже в шесть лет он начал посещать художественную студию В. Мушкетова. В 1912 году семья переехала в Москву, где Лабас поступил в Строгановское училище. Позже он учился у таких мастеров, как Ф. Рерберг, И. Машков и П. П. Кончаловский. В 1917–1919 годах он продолжил образование во ВХУТЕМАСе у К. С. Малевича, В. Кандинского, А. Е. Архипова и Кузнецова. Эти годы заложили фундамент его экспериментального и философски насыщенного подхода к искусству.

Начало карьеры и авангард

С 1919 года Лабас работал художником на Восточном фронте. В 1921 году вернулся в Москву, где начал преподавать во ВХУТЕМАСе. В 1925 году он стал одним из основателей ОСТ (Общества художников-станковистов) — группы, ориентированной на индустриальные и социально-значимые темы в искусстве. Вместе с тем он разрабатывал сценографию для театра, а также принимал участие в оформлении советских и международных выставок.

Темы и стиль

Художник стал известен благодаря серии работ, воспевающих технический прогресс и урбанизацию. Его любимые темы — метро, дирижабли, поезда, самолёты, новые города. Картины, такие как «Первый советский дирижабль», «В метро», «В кабине аэроплана» и «Паровоз на Турксибе», отражают стремление к будущему и романтику социалистического преобразования мира. Однако при этом Лабас сохраняет поэтическую лёгкость, избегая излишней агитационности.

Сценография и преподавание

В 1920–1930-х годах Лабас активно работал в театре — оформлял спектакли, создавал панорамы, занимался техническими выставками. Он преподавал во ВХУТЕМАСе по приглашению В. А. Фаворского. Несмотря на то что в 1930-х годах его обвинили в формализме, художник не прекратил творческую деятельность. Более того, он продолжал разрабатывать авторские методики преподавания и формировать молодое поколение художников.

Поздние годы и признание

В 1976 году в Москве состоялась персональная выставка Лабаса, вызвавшая большой интерес у публики и критиков. К этому времени художник создал более тысячи работ, в том числе акварели, пейзажи, автопортреты и городские сцены. Он работал практически до самой смерти и оставался верен своей теме — гуманистическому воспеванию человека в эпоху техники.

Александр Аркадьевич Лабас скончался 30 августа 1983 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Наследие

Работы Александра Лабаса хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Политехническом музее, Музее изобразительных искусств Узбекистана, Каракалпакском музее искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе, а также в частных коллекциях в России, США, Франции и Великобритании.

Значение

Александр Лабас — это художник, сумевший соединить эстетические поиски эпохи авангарда с глубокой личной поэзией. Его картины — это не только летопись технического прогресса, но и размышление о месте человека в новой реальности. Его стиль остаётся узнаваемым, а творчество продолжает вдохновлять современных художников и ценителей искусства.

Задать вопрос по лоту
Другие лоты этого аукциона
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!