«Ярмарка»
Кустодиев Борис Михайлович (1878–1927)
Русский живописец, график, иллюстратор, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств. Один из самых ярких представителей русского модерна и национального стиля в изобразительном искусстве.
Биография
Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии. Его отец скончался рано, и будущего художника воспитывала мать. Несмотря на скромные материальные условия, семья обеспечила сыну хорошее образование.
В 1896 году Кустодиев поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Его наставниками стали П. П. Чистяков и И. Е. Репин, который высоко оценил дарование ученика и привлёк его к созданию масштабного полотна «Заседание Государственного совета». Этот опыт стал важнейшим этапом становления художника.
В 1909 году за успехи в учёбе Кустодиев получил возможность отправиться за границу в качестве пенсионера Академии. Он посетил Францию, Германию, Италию и Испанию, где познакомился с европейским искусством и укрепил свою живописную манеру.
Художественное творчество
Борис Кустодиев работал в самых разных областях изобразительного искусства:
-
станковая живопись (жанровая сцена, портрет, пейзаж);
-
графика и книжная иллюстрация;
-
театральная сценография и костюмы;
-
плакат и монументальное искусство.
Одной из главных тем его творчества стало изображение русской жизни, особенно купеческого быта, народных праздников, ярмарок и маслениц. Он создавал праздничные, наполненные светом и колоритом образы, в которых одновременно чувствуется ностальгия по ушедшей эпохе.
Наиболее известные произведения:
-
Купчиха за чаем (1918);
-
Красавица (1915);
-
Масленица (1916);
-
Балаган (1910-е);
-
Русская Венера (1926);
-
Портрет И. Я. Билибина (1901);
-
Портрет жены (1905).
Кустодиев активно сотрудничал с издательствами, оформляя книги классиков русской литературы — Гоголя, Островского, Некрасова, Лермонтова. Его книжная графика отличалась яркой декоративностью и точным соответствием духу текста.
Театр и иллюстрация
Помимо живописи, Кустодиев оставил заметный след в театральной сценографии. Он оформлял спектакли в крупнейших театрах страны, в том числе в Александринском театре, Художественном театре и Театре имени Вахтангова. Его театральные работы поражали яркостью, декоративностью и национальной выразительностью.
Болезнь и мужество
С 1916 года художник страдал тяжёлой формой туберкулёза позвоночника. Болезнь приковала его к инвалидному креслу и полностью парализовала нижнюю часть тела. Несмотря на это, Кустодиев продолжал работать. Он писал картины лёжа, используя специальную конструкцию. Именно в этот период он создал множество своих наиболее известных и светлых произведений. Его неиссякаемая жизнелюбивая энергия поражала современников и остаётся примером внутренней силы.
Общественная и педагогическая деятельность
Кустодиев принимал активное участие в художественной жизни России. Он был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников», преподавал в Академии художеств и вёл активную общественную деятельность. После революции художник участвовал в оформлении агитплакатов и работал над созданием нового советского художественного языка, не изменяя при этом своей национальной манере.
Смерть и наследие
Борис Михайлович Кустодиев скончался 26 мая 1927 года в Ленинграде. Похоронен на Смоленском православном кладбище. Его наследие — это более 400 живописных и графических работ, десятки театральных оформлений и иллюстраций.
Картины Кустодиева находятся в собраниях:
-
Государственной Третьяковской галереи,
-
Государственного Русского музея,
-
музеев Астрахани, Ярославля, Костромы,
а также в частных коллекциях по всему миру.
Значение
Борис Кустодиев стал символом «русского праздника» в живописи. Его творчество объединило академическую школу, традиции народного искусства, театральную декоративность и яркий национальный колорит. Даже в годы болезни и социальной нестабильности он сохранял художественную целостность и внутреннюю радость, которая до сих пор передаётся зрителю с каждой его работой.