Лот №365

Две хромолитографии: "Знамя Большого Наряда 1654 года" и "Знамя Большого полка 1654 года"

Струков Д.М. (1828—1899 гг)
Две хромолитографии: "Знамя Большого Наряда 1654 года" и "Знамя Большого полка 1654 года"

Из альбома "Рисунки к изданию "Русские старинные знамена", Москва. Хромолитография В. Бахман, 1865 год. Россия, 1865 год. Бумага, хромолитография. 39,5 Х 53 см. Надрывы и повреждения, небольшие утраты по краям

Эстимейт:
3,000 — 6,000

Струков Дмитрий Михайлович (1828—1899) — русский художник-реставратор и археолог. Родился в Москве. В 1840 году Дмитрий Струков поступил в рисовальную школу (впоследствии — известное Строгановское училище). В четвёртом классе школы, по приглашению старосты села Люберцы, он написал образа в иконостасе местной церкви и карандашный портрет самого старосты; много рисовал с натуры. В 1849 году с его помощью была открыта рисовальная школа при Троице-Сергиевой Лавре, ставшая впоследствии известной школой иконописания. В этом же году Д. М. Струковым был составлен «Путеводитель к московской святыне» — подробный справочник по православной Москве, где были собраны и систематизированы сведения о московских православных святынях, составлен полный список чудотворных икон. В 1850 году Д. М. Струков был приглашён настоятелем Саровской пустыни рисовать памятники этой обители. Принял участие в открытии школы рисования при Дивеевском женском монастыре. С этого времени он стал много путешествовать по России, зарисовывая храмы и монастыри Нижнего Новгорода, Владимира, Мурома, западных губерний; был на Кавказе, в Крыму. В 1853 году по окончании курса обучения получил звание неклассного художника по портретной акварельной живописи. В это же время он выполнил копию с Гребнёвской иконы Божией Матери из Гребнёвской церкви на Мясницкой, который был поднесён императору и художник получил в награду перстень с бриллиантами и открытое свидетельство для рисования древностей в монастырях и церквах. С 1858 года стал издавать журнал «Школа рисования», в котором помещал рисунки с древних букв (буквиц) и заставок (миниатюры, политипажи) и других памятников с краткими статьями о древнерусском искусстве. Журнал издавался им до 1863 года; образовавшийся от издания долг, Струков выплачивал затем почти 25 лет. В 1859 году он был приглашён в Оружейную палату для копирования музейных памятников; с 1860 года он был утверждён художником Оружейной палаты. В этой должности им было отреставрировано 13 древних знамён из фондов музея. В это же время Струков занимался разборкой коллекции П. И. Севастьянова, переданной в Румянцевский музей. В 1860 году он участвовал в реставрации собора Новоиерусалимского монастыря. По приглашению церковных властей он фиксировал в рисунках такое православное торжество, как открытие в 1861 году мощей святителя Тихона в Задонске. В 1864 году Виленский генерал-губернатор граф М. Н. Муравьёв пригласил Струкова для участия в художественной экспедиции по Северо-Западному краю. Основной задачей экспедиции было «разыскание в крае древнерусских памятников или, по крайней мере, следов тех из них, которые в слепой ненависти к православию и русской народности были уничтожены». В ходе экспедиции художник зарисовывал цветной акварелью сохранившиеся памятники культуры и архитектуры; внешний вид многих памятников архитектуры ныне известен только по работам Д. М. Струкова. В 1869 году по инициативе Струкова было принято решение открыть в Московском обществе любителей духовного просвещения отделение иконоведения, куда указом Синода было предписано настоятелям храмов и монастырей передавать «излишне устаревшие и полинявшие св. иконы». Для собрания было выделено специальное место в Чудовом монастыре, освящённое 23 декабря 1870 года. Постепенно было собрано свыше 300 старинных икон. По мысли Струкова это собрание должно было использоваться в иконописной школе. В 1870 году по инициативе Струкова в Заиконоспасском духовном училище были открыты классы рисования, а в сентябре 1873 года на Большой Ордынке — в доме, пожертвованном Д. И. Хлудовым было открыто иконописное училище. Однако, впоследствии, большая часть икон была передана в бедные сельские храмы. В 1871 году ему была доверена реставрация живописи храма Василия Блаженного. В это же время он выполнял заказ для храма Рождества Богородицы в Старом Симонове. В 1873 году Д. М. Струков, как знаток допетровской старины, был приглашён к участию в возобновлении храма Иоанне Лествичника во втором ярусе колокольни Ивана Великого — по его чертежам и под его наблюдением был сооружён иконостас и расписаны стены. В 1860-е — 1880-е годы, как член Императорского археологического общества, Струков неоднократно ездил в Крым, где сделал ряд важных археологических находок, например — Зеленчукская надпись; им был написан труд: «Жития Святых Таврических» (1886). В 1883 году стал одним из учредителей Русского гимнастического общества. Когда в 1880-е годы его сыну, Н. Д. Струкову, было поручено воссоздать, сгоревшую в 1867 году, Кутузовскую избу, Дмитрий Михайлович был приглашён для восстановления её интерьеров. В это же время Д. М. Струков организовал собственную мастерскую по производству икон и церковной утвари в древнерусском стиле. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Задать вопрос по лоту
Другие лоты этого аукциона
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!