Двусторонняя литография "Звезды"
Двусторонняя литография "Звезды".№ ХVII из альбома «К. Богаевский. Автолитографии. 20 рисунков, исполненных на камне автором». Москва: Государственное издательство, 1923 год. СССР, 1970-е годы. Бумага, литография. 38 Х 57 см (лист). Подпись и дата слева внизу. Надрывы по краям
Константин Федорович Богаевский - русский художник Серебряного века, мастер пейзажа, представитель символизма. Родился в 1872 году в Феодосии в семье мелкого служащего феодосийской городской управы. В 1880 году поступил в классическую гимназию, а с 1881 года воспитывался в семье феодосийского фабриканта И.Е. Шмита. В гимназические годы будущий художник посещал мастерскую И.К.Айвазовского и занимался под руководством его ученика Адольфа Фесслера. Незаурядные способности юного художника позволили ему продолжить обучение в Петербургской Академии художеств, где с 1891 по 1895 гг он занимался в мастерской А.И.Куинджи. В 1897 году посетил вместе в Куинджи и его учениками Германию, Францию и Австрию, где познакомился с современным европейским искусством. Наибольшее влияние на становление юного художника оказали работы немецких символистов Арнольда Беклина и Франца Штука, а также произведения художников Венского Сецессиона. После окончания Петербургской Академии художеств Богаевский вернулся в родную Феодосию, где жил и работал до конца своей жизни. Начиная с 1900 года, Богаевский выставляется сначала в Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене, Париже и Москве. В 1904 году вступил в Новое общество художников. Для этого периода творчества художника характерна темная цветовая гамма - палитра мюнхенских художников. Путешествуя по Крыму, Богаевский делает натурные этюды, зарисовки, пишет картины по мотивам хорошо ему знакомых крымских пейзажей. В 1903-1904 году под влиянием М.Волошина художник написал так называемый "Киммерийский цикл", где попытался по-своему передать образ крымской земли - насыщенной большим историческим прошлым, величавой и прекрасной, торжественной и грустной.
С началом русско-японской войны был призван прапорщиком в Керченский гарнизон. Сразу после демобилизации в 1906 году женился на Жозефине Густавовне Дуранте. С большим трудом восстанавливается Богаевский после службы и возвращается к творчеству. В это время под явным влиянием русского символизма он создает произведения проникнутые философскими мотивами, связанными с темой одиночества, ничтожества жизни человека. В 1906-1907 гг. художник перестраивает хлебный амбар под свою мастерскую, где и будет работать до конца жизни. В 1907 году происходит перелом в творчестве художника, он уходит от пессимистичных настроений и пишет новый цикл картин, воспевающих умиротворенную гармонию крымских пейзажей. Вдохновляясь эстетикой декаданса, Богаевский отходит от реальности в область мечты. В 1908 г. художник путешествовал по Германии, в 1909 г. - по Италии и Греции, где знакомился с искусством старых мастеров. После путешествия в Европу, начиная с 1910 года, Богаевский пишет классические пейзажи, явно под впечатлением от работ немецких и итальянских мастеров эпохи Возрождения (Дюрер, Мантенья), а также под несомненным влиянием Клода Лоррена. В 1910 году был избран членом Московского товарищества художников. В том же году вышла книга стихов М.Волошина, проиллюстрированная К.Богаевским. В 1911 - 1914 гг. участвовал в выставках "Мира искусства". В 1912 году по заказу выполнил три панно для особняка М.П.Рябушинского в Москве. В 1914 году был вновь призван на службу в армию, служил под Севастополем, демобилизовался в 1918 году. После революции художник остался в Феодосии, активно работал и участвовал в художественных выставках. В 1922-1923 гг. по предложению Государственного издательства К. Ф. Богаевским был создан великолепный альбом автолитографий, включающий 20 исторических пейзажей Крыма. В 1921 году он стал членом Общества охраны памятников искусства – ОХРИС. С 1922 года в народной художественной студии, созданной при галерее им. И.К. Айвазовского, вел мастерскую живописи, а затем участвовал в организации рисовальной школы и много времени уделял деятельности в галерее. 1930-е годы стали временем нового подъема в творчестве художника, а в его искусстве появляются новые темы. Художник обращается к жанру индустриального пейзажа, пишет великие советские стройки - Днепрострой, Донбасс, заводы Мариуполя, создает цикл произведений "Города будущего". Произведения 1930-х годов теряют свойственную Богаевскому "сочиненность", композиция становится более четкой и строгой, колорит - светлее и гармоничнее. В 1933 году Богаевскому было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1936 - 39 годах художник по приглашению своего друга А.В.Григорьева жил и работал в Тарусе. Подмосковные пейзажи, созданные в этот период, стоят несколько особняком в творчестве художника. Живописная природа Подмосковья очень понравилась Богаевскому, однако трактовал он привычные всем заокские дали по-своему: лирико-интимным тарусским пейзажам он придал черты эпичности и монументальности. Великая Отечественная война застала 70-летнего художника в Феодосии. 17 февраля 1943 года К. Ф. Богаевский трагически погиб от разрыва снаряда, попав под бомбежку в г. Феодосии.