Женский портрет
1920-е годы. Бумага, сангина. 46,5 Х 37 см. Рисунок сделан в экспидиции по Африке, организованной фирмой "Ситроен". На заднике чернилами: "A Jacovleff // Peintre de la Missoin Citroën // Centre Afrique ... [нерзборчиво]". Рама, стекло
Яковлев Александр Евгеньевич (1887, Санкт-Петербург - 1938, Париж) - живописец, график, сценограф
Родился в семье морского офицера. Окончил петербургскую гимназию К. И. Мая. В 1905 поступил в Академию художеств, занимался у Д. Н. Кардовского. Сблизился в В. И. Шухаевым и В. А. Локкенбергом, летние месяцы работал с ними в селе Бармино на Волге.
С 1909 сотрудничал в журналах «Аполлон», «Сатирикон», «Новый Сатирикон». «Нива». В 1909–1910 экспонировал свои картины в Салоне В. А. Издебского, на выставках Союза русских художников. С 1912 принимал участие в выставках «Мира искусства», в 1915 стал членом этого объединения. В 1912 на Балтийской выставке в Мальме показал большой групповой портрет «На академической даче», который вызвал много откликов, в том числе восторженную статью А. Н. Бенуа.
В 1913 создал конкурсные картины «В бане» и «Купание», за которые получил звание художника и право пенсионерской поездки за границу. В 1914–1915 вместе с В. И. Шухаевым путешествовал по Италии, где изучал живопись старых мастеров, побывал в Испании. В конце 1915 возвратился в Петроград, показал на выставке «Мира искусства» картины «Рыбак», «Скрипач», а также несколько портретов. Произведения вызвали острую полемику в художественных кругах. Критика, признавая чрезвычайно высокий уровень исполнения, обвиняла автора в манерности и эклектизме.
В конце 1916 Яковлев представил работы 1913–1916 в Совет ИАХ, который не принял живопись, но отметил графику, продлив заграничное пенсионерство на два года. Однако поездка была отложена из-за Первой мировой войны. В 1916 преподавал рисунок на архитектурных курсах Багаевой и в Новой художественной мастерской на Васильевском острове.
В 1916–1917 Яковлев занимался станковой графикой и монументальной живописью, в числе других художников участвовал в декорировании интерьеров артистического кафе «Привал комедиантов» в Петрограде, вместе с В. И. Шухаевым выполнил плафон «Девять муз» для Московского особняка Фирсановых, создал эскизы росписей православной церкви Св. Николая Мирликийского в итальянском городе Бари и Казанского вокзала в Москве.
В 1917 вместе с Д. Н. Кардовским и В. И. Шухаевым основал объединение «Цех живописцев Св. Луки», призванное возродить традиции старых мастеров. В том же году за счет ИАХ совершил поездку на Дальний Восток, побывал в Китае, Японии, Монголии.
В 1918 эмигрировал во Францию, жил в Париже. В 1920 в Лондоне и Париже прошли выставки, на которых экспонировались произведения, выполненные во время дальневосточного путешествия. В 1922 издательство Л. Вожеля ограниченным тиражом выпустило альбом, принадлежащий к типу так называемых edition de luxe (т. е. «роскошных изданий»), в который вошло 50 картин китайского цикла. В 1922 в галерее «Барбазанж» в Париже была устроена совместная выставка Яковлева и В. И. Шухаева.
В 1924–1925 художник принял участие в рекламной экспедиции фирмы «Ситроен» по Африке. Маршрут пролегал по пустыне Сахара, Судану, Нигеру, Чаду, Бельгийскому Конго, Мозамбику, Мадагаскару, Экваториальной Африке. В поездке Яковлев выполнил около 300 живописных и графических работ на темы природы и быта местного населения. В 1926 они были показаны в парижской галерее «Шарпантье» и принесли художнику коммерческий успех и европейскую известность. Тогда же Яковлев был награжден орденом Почетного легиона.
Вместе с тем художник продолжал участвовать и в выставках русского искусства. Его работы экспонировались в Париже (галерея «Денси», 1921; галерея «Бернхейма», 1927), на Передвижной выставке в США и Канаде (1924–1925), в Копенгагене (1929) и др. В 1927 состоялась совместная выставка Яковлева, В. И. Шухаева и Б. Д. Григорьева в Институте Карнеги в Питтсбурге. В 1928 в Ленинграде прошла персональная выставка мастера, приуроченная к 15-летию окончания им Академии художеств. Одновременно его произведения экспонировались в русском отделе выставки современного французского искусства в Москве.
В 1928–1929 предпринял поездку в Неаполь и Помпеи, где изучал древнеримскую живопись. Впечатления этого путешествия стали основой цикла стилизованных картин из неаполитанского быта, показанного на персональной выставке в галерее «Ренессанс» (1929).
В 1931–1932 отправился в экспедицию по Азии, устроенную фирмой «Ситроен»: посетил Сирию, Иран, Афганистан, Монголию, Китай. По ее итогам в галерее «Шарпантье» была устроена очередная выставка, на которой были экспонированы около 800 живописных произведений и рисунков.
Много работал также как художник-монументалист и сценограф. Им были созданы декоративные панно для ресторана «Лань» (1923) и центрального салона парохода «Нормандия» (1935), роспись концертного зала на улице Перголез (1925, совместно с В. И. Шухаевым) и зала отеля «Князь Юсупов» (1934) в Париже. В 1934 Яковлев оформил балет «Семирамида» для гастролей Иды Рубинштейн в Гранд-Опера.
В 1934 переехал в США, где руководил живописным отделением Академии искусств в Бостоне. Устроил персональные выставки в галерее «Нодлер» в Нью-Йорке (1936), Бостонском художественном музее (1937) и Художественном институте в Миннеаполисе (1938).
В 1939 мемориальная выставка художника состоялась в галерее «Гранд Сентрал» в Нью-Йорке. В 1988 в Государственном Русском музее прошла ретроспективная выставка произведений Яковлева и В. И. Шухаева, приуроченная к 100-летию мастеров.
Яковлев — один из крупнейших живописцев и рисовальщиков в русском искусстве первой трети ХХ столетия, представитель неоакадемического направления. В конце 1900-х он был увлечен импрессионизмом. Еще в период ученичества, в начале 1910-х, сложился характерный стиль Яковлева, отличавший его творчество в последующие десятилетия. В произведениях мастера соединились черты авангардного и классического искусства, он использовал многие приемы старых мастеров и даже сознательно подражал им, подчеркнуто демонстрируя техническое мастерство. Чрезвычайно большое значение придавал графике, излюбленной техникой была сангина.
Творческая манера Яковлева была настолько близка В. И. Шухаеву (современники называли их братьями-близнецами), что существует целая проблема разделения их произведений.
Работы художника находятся во многих музеях в России и за рубежом, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.














































































































































































































































































































































































































![The architecture of A. Palladio. Book the fourth. Part the second. [Палладио, А. Архитектура Кн. 4, Ч.1-2. О древних храмах в Риме… ]](/uploads/resize/lot_archive/b4e/b4e5a0e534ed56e6ddf99c7767b124a394710749.jpg)






![Тургенев, И.С. Повести и рассказы И.С. Тургенева с 1844 г. по 1856 г. Ч.1. [Прижизненное издание].](/uploads/resize/lot_archive/8c3/8c3a99772e49608a5e14bec06f521c97be7351de.jpg)





![Скобликов, М. В. Руководство к картофельно-паточному производству. [С библиотечной наклейкой императора Александра II].](/uploads/resize/lot_archive/25a/25aac3395901309eb5bd4e32b4685f6ca319cfcb.jpg)






![Опись Московской Оружейной палаты. [10 частей]](/uploads/resize/lot_archive/759/7595f52ec4b05b31359c5ce6c2b31c2032a02ec2.jpg)













![Грабарь, И. История русского искусства. [Разные выпуски].](/uploads/resize/lot_archive/15c/15c8a3d9c31538425b08e66aff68adfe97fc73a0.jpg)






![Les interiurs [Интерьеры]. (2).](/uploads/resize/lot_archive/154/1543ec5821591a8ba917021915831d68cfc32fc9.jpg)












![Законы о евреях. Систематический обзор действующих законоположений о евреях с разъяснениями Правительствующего Сената и Центральных правительственных установлений. [Неофициальное издание].](/uploads/resize/lot_archive/6ac/6acba5589dd16e060e0aed4ce3e1ec53338fd087.jpg)


![Куинджи. Посмертная выставка картин [Каталог].](/uploads/resize/lot_archive/ae1/ae14f636bb03b1ba7454367ff1242579223ddf04.jpg)
![Ренников, А. [Автограф]. Лунная дорога.](/uploads/resize/lot_archive/c0b/c0b863100e6f5c74e215e353272498653b864432.jpg)











![Памятная книжка Николо-явленского прихода на 1912 год. [Николоявленская церковь на Арбате].](/uploads/resize/lot_archive/33f/33f8e849b26a0735dc7b7b5f5a24020c8422000e.jpg)




![Лабзина, Анна Евдокимовна. Воспоминания Анны Евдокимовны Лабзиной : (Род. 1758 [ум.] 1828).](/uploads/resize/lot_archive/11f/11fd55644360b9a90f7a1363c23904e3e69a484a.jpg)















![Боровой, А.А. Современное масонство на Западе [Масонство в его прошлом и настоящем].Т. 3.](/uploads/resize/lot_archive/c07/c073165a2052a5d572398dabbcd43fffd17e4bc7.jpg)






















![Калинина, Е., Дружинина, Е [автограф]. Рассказ о Ефимке, мальчике невредном и о поэте Демьяне Бедном. Рис. А. Лаптева.](/uploads/resize/lot_archive/9b5/9b5db3b2f8048d5ebabc2084519ededa694dc8df.jpg)


































![Лясковская, О.А. Илья Ефимович Репин [Монография].](/uploads/resize/lot_archive/41a/41a187d65e2abdf9e6866840ac4652e25cd94319.jpg)
![Пейзаж советских художников. 1717-1974. [Альбом] / Авт. текста и сост. Киселев Михаил.](/uploads/resize/lot_archive/698/69874b18188237bfd83c9354e554ebe93f74d91d.jpg)
![Советская живопись. 1917-1973 [Альбом] / Авт. текста и сост. Ю. Арсеньева](/uploads/resize/lot_archive/0e7/0e7fdde276e9c3c2883ea5168c69b75021386acf.jpg)





























