Хромолитография с акварели «Потеха при царе Иоанне Васильевиче Грозном»
Иллюстрация к изданию Кутепов, Н. [Царская охота на Руси]: Исторический очерк Николая Кутепова: [в 4 т.]. Россия, конец ХIХ - начало ХХ вв. Бумага, хромолитография. 26 Х 20,5 см. Подпись справа внизу. Небольшие загрязнения и повреждения по краям.
Самокиш Николай Семёнович (1860-1944) – известный советский художник-живописец и педагог, работавший в батальном и анималистическом жанрах. Академик АХ (1890), действительный член АХ (1913). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). Государственная премия СССР (1941). Родился в г.Нежине Черниговской губернии, жил в Петербурге, Харькове и Симферополе. Учился в Нежинской гимназии у Музыченко-Цыбульского, из которой перешел в ученики Императорской Академии художеств (1879–1885), где учился у Б.П.Виллевальде, В.Верещагина, П.Чистякова, Л.Дмитриева-Кавказского. В 1884 награжден малой золотой медалью за написанную по конкурсной программе картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце, в 1812 году» и в 1885 удостоен большой золотой медали за исполнение программы «Русская кавалерия, возвращающаяся после атаки на неприятеля в 1812 году». В 1885 удостоен звания классного художника 1-й степени. Как пенсионер Академии совершенствовался в Париже под руководством Детайля (1885–1888). С 1887 числился при войсках для батальных работ. Дважды ездил на Кавказ с целью собирания материалов для картин, заказанных для Тифлисского музея, и для рисунков, изображающих пребывание императора Александра III и его супруги в Тифлисе. Им исполнено большое количество рисунков (преимущественно пером) для различных иллюстрированных изданий, между прочим, для описаний коронования императора Александра III и Николая II. Иллюстрировал книгу Н.Кутепова «Великокняжеская царская и императорская охота на Руси с Х по ХIХ в.». Упражняясь в первую пору своей деятельности аквафортным гравированием, он выпустил в свет до 30 листов, изображающих преимущественно бытовые сцены, в которых участвуют солдаты, крестьяне и лошади. Побывал на фронтах русско-японской и Первой мировой войн, и, опираясь на собственные наблюдения, создал правдивые патриотические произведения на темы этих драматических событий. Издал альбом своих рисунков «1904–1905. Война. Из дневника художника». В советский период его творчество было целиком посвящено Красной армии. В золотой фонд батальной живописи вошли картины «Разведка» (1923), «Пулеметная тачанка» (1930), «Переход через Сиваш (1935), «Н.А.Щорс в бою под Черниговом» (1938). Выполнил монументальные росписи в Полтаве. Преподавал в Петербургской АХ (1912–1917), руководил классом батальной живописи. С 1913 профессор – руководитель ВХУ при АХ. Работал в Харьковском художественном институте (1936–1941).