Этюд с березкой
СССР, 1953 год. Картон, масло. 29 Х 19 см (в свету). Подпись и дата справа внизу поверх красочного слоя. Рама, паспарту.
Грицай Алексей Михайлович (1914 - 1998 гг.). Художник, пейзажист. В юные годы Алексей Грицай получил первые уроки живописи у мастеров старой Императорской Академии Роберта Баха и Роберта Залемана. В 1932 году Грицай поступил в Ленинградский институт живописи архитектуры и скульптуры. К этому времени он уже был художником определенных взглядов, ориентированных на классическую школу. Сразу после окончания института, Грицай был призван на военную службу в артиллерию. С первого дня Великой Отечественной войны он был на фронте, с боями прошел от западной границы до Сталинграда. Был награжден орденом Отечественной войны II степени. После возвращения с фронта Грицай вошел в коллектив мастеров, работавший над полотном «Заседание президиума Академии СССР». В это время художником были созданы три портрета академиков Николая Семёнова, Михаила Павлова, Бориса Полынова. Эти портретные работы принесли художнику Сталинскую премию. Они отличались большой психологической выразительностью и филигранно выписанными деталями. В исполнении этих произведений чувствовалась серьезная, основательная школа. Вспоминая Академию художеств, Грицай всегда с благодарностью говорил о периоде обучения у Василия Яковлева и Исаака Бродского. Долгое время Грицай преподавал в Художественном училище памяти 1905 года и в Московском государственном художественном институте имени Сурикова. Он всегда напоминал ученикам, что «умение рисовать, знание законов перспективы и композиции нисколько не остановят процесс самовыражения таланта, а только помогут ему». В экспозиции ИРРИ представлены работы художника, начиная с ранних академических пейзажей, до более поздних пейзажей «настроения», относящихся к 1960-м - 1990-м годам ХХ века. За циклы пейзажных работ народный художник СССР Алексей Грицай в разные годы был отмечен Сталинской премией, Государственными премиями СССР, Бронзовой медалью Всемирной выставки в Брюсселе.