Осенние цветы в вазе
СССР, 1960-е годы. Бумага, гуашь. 57 Х 42 см (в свету). Подпись справа внизу
Витинг Николай Иосифович - известный московский живописец, график, иллюстратор. С 1942 года член Союза художников СССР. Автор жанровых картин, портретов и пейзажей. Художник книги, литограф, офортист. С 1919 года Николай Витинг жил в Москве. Занимался на курсах при Центральном доме художественного воспитания у К. Ф. Юона (1927-1928), К. Ф. Морозова, у Н. Ф. Фролова, К. А. Суряева при обществе «Цех живописцев» в Москве (1928-1932), у С.В. Герасимова и П. Я. Павлинова (1934-1942). С 1930-го года участник выставок. Член и экспонент объединения «Цех живописцев» (1930), член-учредитель объединения работников искусств (ОРИ, 1931-1932). работал в В 1930-1932 работал художником в Московском театре для детей, в 1932-1935 – экскурсоводом в ГТГ. Участник выставок молодых художников Москвы (1934, 1939). Иллюстратор и оформитель ряда издательств Москвы. Во время Великой Отечественной войны в 1942-1943 годах в качестве художника Студии имени М. Б. Грекова был на Южном и брянском фронтах, работал в Военно-морском издательстве (1943-1945). В 1950-1960-е годы наряду с живописью много работал в технике литографии и офорта в Экспериментальной мастерской на Верхней Масловке. Известны его листы на спортивные темы: «Баскетбол (1960-е), «Борьба» (1960-70-е), «Венгры отдыхают» (1967), «Волейбол» (1960-е), «Спортивная гимнастика», «Танец с лентой» (обе 1979). В эти годы его захватила железнодорожная тема, он выполнил несколько живописных и графических работ («Путевой обходчик» 1961, «Радуга» 1965, «Платформа Челюскинская», «Железная дорога у моря» 1967 и другие). Иллюстрировал и оформлял книги для Детгиза, Гослитиздата, издательства «Молодая гвардия».
Раннее творчество художника отличается экспрессивной выразительностью и особенной музыкальностью. В конце 20-х начале 30-х годов его работы (Серп и молот» 1927, «Интервенция» 1929, «Даная» 1931, «Натюрморт с бюстом Ленина» 1930, «Ремонт трамвайных путей ночью» 1930, «Купальщицы» 1931) стилистически и эмоционально близки картинам своего старшего товарища и коллеги по «Цеху живописцев» - Бориса Голополосова. Живописный язык работ Николая Витинга пластически ясен и лаконичен, прекрасно организован ритмически, технические приемы совершенны. Со временем эти качества в его живописи и графике усиливаются, приобретая большую монументальность и декоративность. Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим», Государственном музее изобразительных искусств им. И. В. Савицкого (Узбекистан), Удмурдском республиканском музее изобразительных искусств, в частных московских коллекциях.